Образовательный конструктор Имакаев Виктор Раульевич Доктор философских наук ПГНИУ АНОО «ПрЭСТО»
Конструирование как метадеятельность Конструирование в соответствии с собственным замыслом – важнейшая отличительная черта человека (Ф. Энгельс). Конструирование не менее значимо, чем исследование. Конструируя объекты материального и идеального миров, человек конструирует самого себя.
Классическое понимание образования К. Поппер справедливо критиковал образование, сравнивая его с «культурной воронкой», которую используют для того, чтобы залить в голову ученика содержимое. «Из одного сосуда в другой» переливаются мегабиты информации. Что «переливать» и как – не зависит от ученика (кстати, и от педагога тоже). В роли «великого конструктора» выступает РАО, МО РФ, а точнее говоря… традиции и привычки.
Современное понимание образования Образование – то, что ученик (студент) сделал, сконструировал сам. Этот конструктор может предложить школа, вуз, вся совокупность образовательных и иных организаций.
Два «лего» - два детства. Есть конструкторы, которые предполагают создание одной и только одной модели. Есть другие наборы, из которых можно создать по собственному замыслу огромное множество разнообразных моделей. Наивный вопрос: какой из конструкторов лучше развивает инновационное мышление?
Школа как конструктор Идеи индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных траекторий, пространства выбора предполагают, что образовательная организация становится конструктором второго рода.
Другое значение слова конструктор Конструктор – тот, что создает что- либо. Чтобы ребенок стал конструктором собственного образования, мы, в свою очередь, должны стать конструкторами образовательного пространства.
Ученик как конструктор Субъект, который создает свое собственное образование, выбирая из предложенного набора те детали, модули, комплектующие, которые ему интересны и значимы. Разумеется, такого субъекта сейчас нет. Его еще надо вырастить.
Чтобы стать субъектом = конструктором собственного образования Надо попробовать конструировать. Надо увидеть, осознать результаты (и, в частности, негативные последствия) реализации собственного замысла. Надо постепенно осознавать себя, свои склонности, цели, мечты, замыслы. Понимать, чего ты хочешь достичь.
Право на личное образование Ребенок имеет право на участие в принятии жизненно важных для него решений. Личное образование – важнейший для человека процесс. Человек имеет право строить самого себя.
Конструирование образовательного пространства Пространство выбора еще не стало нормой образовательного сообщества. В этих условиях образовательные организации становятся (если хотят, конечно) своего рода «педагогическим конструкторским бюро».
Изменение образовательной парадигмы Чтобы создать конструктор второго типа, нужно 1) понимать субъектов, для которых он создается; 2) научиться говорить на языке детей и родителей; 3) на деле признать право на личное образование; 4) научить ребенка «играть в этот конструктор».
Конфликт парадигм Новое право – право принятия решения, право выбора, - признается не сразу. В ход идут манипулятивные технологии. Выбор подменяется отбором «с учетом мнения». Новые практики (краткосрочные курсы, профессиональные пробы), новые результаты (метапредметные) вступают в скрытый или явный конфликт с академизмом.
Новые профессиональные компетенции Конструктор образовательного процесса Конструктор образовательных модулей Логист (технолог образовательного процесса) Толмач Омбудсмен, переговорщик Сталкер
Горизонт Муниципальные правила создания образовательных конструкторов. Построение целостных институциональных моделей пространств выбора, охватывающих все параллели основной школы. Освоение и закрепление новых профессиональных педагогических компетенций.
Сверхзадача Основная школа из «черной дыры мотивации» должна стать интересным, увлекательным, насыщенным событиями периодом в развитии учащихся.