Анализ, обобщение, диссеминация инновационного педагогического опыта
Задачи семинара подготовка качественных продуктов инновационной образовательной деятельности для Ярмарки инноваций 2012 повышение уровня аналитической, методологической компетенций педагогов модернизация системы образования региона
Инновационный продукт: подходы, результаты, требования
Теория инновационной деятельности Инновация – новшество (новация) идея, метод, технология, система (конкурентоспособность, инвестируемость) Инновавация – любое новое новация-традиция Ин-новация – нововведение, освоение и внедрение в практику
Сущность инноваций «Чтобы иметь будущее нужно быть готовым сделать что-то новое» П.Друкер
Педагогические инновации Новшество - средство решения актуальных педагогических проблем Инновация - управляемый процесс создания, освоения и применения новшеств Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств Инновационный продукт – готовый к внедрению результат инновационной деятельности
Основные типы инноваций (по М.В.Кларину) Инновации – модернизации - усовершенствование учебного процесса в отдельных его фрагментах, не меняя его организационной сути (технологический подход) Инновации – трансформации – существенное преобразование традиционной классно-урочной формы организации учебного процесса (исследовательский подход)
(по К. Сумнительному и М. Богуславскому) Инновации – ретроинновации - новшества повторного характера, вновь востребованные реальностями времени Инновации-реновации – перенесение имеющегося опыта в новые условия Аналоговая инновация – в известный подход вносится частная модификация Инновации – интеграции – новая композиция старых элементов, обеспечивающая появление нового качества, выход на новый уровень
Зачем нужны инновации ? Необходимость модернизации образования
Результаты PISA Россия 459 (3, 3) 41-43
Проблемы педагогических инноваций Понимание сущности и смысла инновационной деятельности Систематизация, описание опыта, доведение его до состояния технологичности, возможности транслирования, диссеминация Экспертиза ИД (наличие критериев, отслеживание результатов) Востребованность
Критерии педагогической инновации Новизна (наличие проблемы) (актуальные образовательные тенденции) Положительный (другой) результат использования (внедрения), ведущий к новому качеству (решение проблемы, описанное, воспроизведенное) Системность (необходимость изменения других элементов системы) (ведущий к системным изменениям)
Инновационный продукт Инновационный продукт - прошедшая экспертизу и рекомендованная к внедрению модель образовательной деятельности, отчужденная от практики работы конкретного образовательного учреждения или педагога. -учебно-методическое описание организации образовательного процесса от цели до результата (системный эффект, цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.); -описание необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности; -комплект нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, программа, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, образовательная технология, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
Паспорт инновационного продукта Полное название продукта (тема) Форма (вид) представления продукта Актуальность (соответствие современным тенденциям; проблема, решаемая внедрением данного продукта) Концепция продукта (идея, гипотеза, способы реализации) Новизна (в чем отличие от имеющихся аналогов, в чем инновационность) Востребованность (кто может использовать, область применения) Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски) Результативность (какие изменения произошли после внедрения инновации) Эффекты (какие произошли (возможны) дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации)
Критерии оценки инновационного продукта актуальность (соответствие приоритетным направлениям образовательной политики); новизна (преимущество перед аналогами); эффективность (решение проблемы с наименьшими затратами); востребованность (ориентированность на конкретного потребителя, подтверждение использования новшества); технологичность (готовность к использованию в массовой практике).