Методы обучения биологии Лекция Макаровой О.Б.
Метод 1. подход к явлениям природы и общества; 2. способ достижения цели, определенным способом, упорядоченная деятельность Ожегов С.И. «Словарь русского языка»
метод обучения Система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Характеризуется 3 признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия учитель-ученик Российская педагогическая энциклопедия 1993
метод обучения Способ передачи знаний педагогом и одновременно способ усвоения их учащимися (Н.М.Верзилин)
Классификация ( принятая в методике обучения биологии) по: источнику, из которого учащиеся черпают знания; характеру деятельности учителя; характеру деятельности учащихся в процессе обучения
Обучение это процесс в котором деятельность учителя и ученика взваимосвязаны. Поэтому основой классификации методов являются все 3 признака схема
Методы обучения словесныенаглядныепрактические Источник знаний словоНаглядный объект Практическая работа Деятельн ость учителя говоритДемонстрирует предметы и явления Инструктирует, контролирует Деятельн ость учащихся Слушают, отвечают Воспринимают, наблюдают, рассказывают о наблюдаемом работают, практически применяют орудия исследования
Все методы предусматривают активную деятельность учащихся При словесных уч-ся – делают сообщения, доклады; При наглядных – демонстрируют поставленные опыты, монтируют схемы, демонстрируют объекты; При практических – предлагают варианты опытов, ставят опыты, обсуждают результаты
Методы не статичны. Одни и те же методы в зависимости от учебного материала и возраста учащихся получают различную степень усложнения: Беседа в 1-3 кл. существенно отличается от беседы в старших классах не только содержанием, но и приемами ведения: в кл. вопросы охватывают большие части содержания, носят обобщающий характер, учащиеся и сами формулируют вопросы и т.д.
Рассказ усложняется от класса к классу приобретая черты лекции; Лабораторные работы в средних классах фронтально (отдельными операциями), группами, в старших – индивидуальная, самостоятельная
Нельзя выделить главный метод, используя различные методы учитель многосторонне развивает учащихся, поэтому не целесообразно увлекаться одним методом
Прием Элемент того или иного метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения
Приемы: Логические приемы – выявление признаков сравнения объектов, выводов, обобщений Организационные приемы – направляют внимание и восприятие Технические приемы – использование оборудования, приборов
Словесные методы Беседа – вопросно-ответное изложение Рассказ – художественное изложение (завязка, кульминация, развязка) Объяснение – четкое изложение учебного материала (факты, выводы) Лекция – монолог от 30 минут
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. натуральные (реальные) объекты и процессы; изобразительные (знаковые) заместители реальных объектов и процессов; словесные (вербальные)