Формирование модульной программы по профилактике и коммунальной стоматологии в рамках дисциплины «Стоматология» ФГОС дисциплины «Стоматология» ФГОС Формирование модульной программы по профилактике и коммунальной стоматологии в рамках дисциплины «Стоматология» ФГОС дисциплины «Стоматология» ФГОС Профессор Э.М.Кузьмина Председатель комиссии УМК УМО по стоматологическим дисциплинам Зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ
Образовательный Модуль – блок информации, включающий : Логически завершенную единицу учебного материала Логически завершенную единицу учебного материала Целевую программу действий Методическое руководство Совокупность знаний, умений и навыков, объединенная логической связью и соответствующая фрагменту образовательной программы Обеспечивает достижение поставленных целей
В рамках любого модуля осуществляется комплексное освоение знаний и умений для формирования компетентности, для формирования компетентности, которая обеспечивает выполнение которая обеспечивает выполнение конкретной функции и отвечает конкретной функции и отвечает потребностям рынка труда
ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучениеМодульноеобучениеМодульноеобучение Цель обучения Функции преподавателя Передача знаний (информационно- сообщающее обучение) Передача знаний (информационно- сообщающее обучение) Достижение студентом профессиональных компетентностей путем самостоятельной деятельности ИнформирующаяИнформирующая КонтролирующаяКонтролирующая КонсультирующаяКонсультирующая КоординирующаяКоординирующая
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Стандарты(основноесодержание) ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Ориентация на потребности в конкретных видах трудовой деятельности Основное содержание обучения определяется количеством часов
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Учебнаяпрограмма ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Гибкая, в виде горизонтального горизонтального или вертикального или вертикального набора модулей на базе теоретической базе теоретической и практической подготовки и практической подготовки по определенной компетентности Набор Набор теоретических и практическихдисциплин;ориентирована на общие подходы к осуществлению профессиональнойдеятельности
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Методыобучения ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Активные методы, ориентированные на развитие у студента самостоятельности в приобретении профессиональных умений Лекции,демонстрации,семинары,обсуждение
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Методыоценки ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Оценка уровня освоения освоениякомпетентностей, умение умение выполнять выполнять определенные профессиональные манипуляции Отметки, зачеты, оценка оценкапосещаемостизанятий. Не позволяет вернуть студента к дополнительной подготовке в области конкретных умений
Цель модульной системы: Интеграция приобретаемых знаний вокруг практических проблем Цель модульной системы: Интеграция приобретаемых знаний вокруг практических проблем
Профилактика стоматологических заболеваний – ФГОС 2 поколения Профилактика и коммунальная стоматология – ФГОС 3 поколения
Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология» является частью дисциплины «Стоматология является частью дисциплины «Стоматология Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология» является частью дисциплины «Стоматология является частью дисциплины «Стоматология Обучение студентов методам проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения и мотивации пациентов к поддержанию здоровья полости рта
Первый клинический модуль Первый клинический модуль «Профилактика и коммунальная стоматология» по семестрам Первый клинический модуль Первый клинический модуль «Профилактика и коммунальная стоматология» по семестрам Кол-во аудиторных часов Семестр IV V VI X Основная образовательная программа Вариативная часть: «Прогнозирование кариеса на основе факторов риска» (МГМСУ) Элективный курс «Тактика врачей-стоматоло- гов разного профиля в предупреждении стома- тологических заболеваний» (МГМСУ) Производственнаяпрактика
Место модуля в структуре ООП специалиста Предшествующие дисциплины (модули) Последующие дисциплины (модули) Профилактика и коммунальная стоматология ЛатинскийязыкЛатинскийязык Психология,педагогикаПсихология,педагогика БиологияБиология АнатомияАнатомияБиохимияБиохимия Пропе-девтикаПропе-девтика Этика,право,менеджмент в стомато- логииЭтика,право,менеджмент логии Ин. язык НормальнаяфизиологияНормальнаяфизиология Пато-физиологияПато-физиология Микро-биологияМикро-биология КариесологияКариесология Пародонто-логияПародонто-логияКлиническаястоматологияКлиническаястоматология ДетскаястоматологияДетскаястоматология ОртодонтияОртодонтия
Профилактика Коммунальная стоматология Разделы модуля и модульные единицы Гигиена полости рта Факторы риска возникновения кариеса Профилактика кариеса зубов Начальный кариес Профилактика некариозных поражений зубов Профилактика заболеваний пародонта Профилактика зубочелюстных аномалий Стоматологическоепросвещение
Профилактика Коммунальная стоматологияЭпидемиологическоестоматологическое обследование населения Разделы модуля и модульные единицы Принципы разработки, планирования и оценки эффективности комплексных программ профилактики Особенности проведения профилактических мероприятий среди отдельных групп населения Оценка факторов, влияющих на стоматологическое здоровье населения
Коммунальная стоматология Тенденции стоматологической заболеваемости в России и мире Тенденции стоматологической заболеваемости в России и мире Методы эпидемиологических исследований стоматологической заболеваемости Методы эпидемиологических исследований стоматологической заболеваемости Методы обобщения и анализа данных массовых стоматологических обследований Методы обобщения и анализа данных массовых стоматологических обследований Принципы ситуационного анализа в стоматологии Принципы ситуационного анализа в стоматологии Основные вопросы Принципы планирования программ профилактики стоматологических заболеваний на коммунальном уровне Принципы планирования программ профилактики стоматологических заболеваний на коммунальном уровне Критерии оценки эффективности комплексных профилактических программ Критерии оценки эффективности комплексных профилактических программ
Принцип построения модульной программы (на примере темы «Начальный кариес») Принцип построения модульной программы (на примере темы «Начальный кариес»)
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Анатомия человека Знания о строении зубов Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Гистология полости рта Знания о строении эмали Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Биохимия полости рта Знания о процессах минерализации, де- и реминерализации эмали Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Микробиология полости рта Знания об основных видах микрофлоры полости рта и ее роли в развитии стоматологических заболеваний Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Гигиена полости рта Зубные отложения и их роль в возникновении кариеса Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Факторы риска возникновения кариеса Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Пропедевтика Умение применять основные методы стоматологического обследования Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Начальный кариес Умение применять различные методы диагностики начальных форм кариеса Разделы модуля / модульные единицы Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Предшествующие дисциплины/модули Анатомия человека Гистология полости рта Биохимия полости рта Материаловедение Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Гигиена полости рта Умение проводить обучение и контроль индивидуальной гигиены полости рта Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Гигиена полости рта Умение осуществлять подбор средств гигиены полости рта Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Профилактика кариеса Знание и умение проводить местные методы профилактики кариеса зубов Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Начальный кариес Знание и умение проводить основные методы реминерализирующей терапии Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Стоматологическоепросвещение Умение проводить беседы с пациентом о профилактике кариеса зубов Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Коммунальнаястоматология Знание основных показателей заболеваемости кариесом зубов среди населения кариесом зубов среди населения Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Разделы модуля / модульные единицы Коммунальнаястоматология Знание особенностей проведения профилактики кариеса зубов среди разных групп населения кариеса зубов среди разных групп населения Проблема: начальный кариес
Факторы риска Диагностика Профилактика и лечение Кариесология Клиническаястоматология Детскаястоматология Последующие дисциплины / модули Проблема: начальный кариес
Модульнаяединица Модульнаяединица Модульнаяединица Модульнаяединица Модульнаяединица Модульнаяединица Последующие дисциплины Предшествующие дисциплины РАЗДЕЛ МОДУЛЯ
Результаты освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» Результаты освоения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология»
Компетентности по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» Компетентности по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» КомпетентностиКомпетентности Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК) ПрофилактическаяПрофилактическая ЛечебнаяЛечебная Психолого-педагогическаяПсихолого-педагогическая Научно-исследовательскаяНаучно-исследовательская Организационно-управленческаяОрганизационно-управленческая Области профессиональной деятельности деятельности Области профессиональной деятельности деятельности ДиагностическаяДиагностическая
Для освоения компетентностей необходимы: компьютерные классы компьютерные классы фантомные классы фантомные классы лечебные залы лечебные залы
Основными методами стоматологического Основными методами стоматологического обследования пациента обследования пациента Основными методами стоматологического Основными методами стоматологического обследования пациента обследования пациента Студент должен владеть
Методами оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиены полости рта Методами оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиены полости рта у детей и взрослых с помощью индексов у детей и взрослых с помощью индексов Методами оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиены полости рта Методами оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиены полости рта у детей и взрослых с помощью индексов у детей и взрослых с помощью индексов Студент должен владеть
Методами выявления факторов риска возникновения стоматологических заболеваний Методами выявления факторов риска возникновения стоматологических заболеваний Студент должен владеть
Методами обучения гигиене полости рта и ее Методами обучения гигиене полости рта и ее контроля у пациентов разного возраста контроля у пациентов разного возраста Методами обучения гигиене полости рта и ее Методами обучения гигиене полости рта и ее контроля у пациентов разного возраста контроля у пациентов разного возраста Студент должен владеть
Навыками индивидуального подбора средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента Навыками индивидуального подбора средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента Студент должен владеть
Навыками проведения профилактических Навыками проведения профилактических мероприятий у пациентов разного возраста мероприятий у пациентов разного возраста Навыками проведения профилактических Навыками проведения профилактических мероприятий у пациентов разного возраста мероприятий у пациентов разного возраста Студент должен владеть
Методами проведения стоматологического Методами проведения стоматологического просвещения на индивидуальном и просвещения на индивидуальном и групповом уровнях групповом уровнях Методами проведения стоматологического Методами проведения стоматологического просвещения на индивидуальном и просвещения на индивидуальном и групповом уровнях групповом уровнях Студент должен владеть
Навыками оформления медицинской Навыками оформления медицинской документации документации Навыками оформления медицинской Навыками оформления медицинской документации документации Студент должен владеть Навыками изучения тематической литературы и анализа медицинской информации на основе принципов доказательной медицины Навыками изучения тематической литературы и анализа медицинской информации на основе принципов доказательной медицины Навыками общения с пациентами и коллегами Навыками общения с пациентами и коллегами
Результат модульного обучения подготовка врача, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, видеть проблемы и принимать оптимальные решения
Благодарю за внимание!
Цель модульной системы: интегрировать знания вокруг практических проблем Цель модульной системы: интегрировать знания вокруг практических проблем
Цель изучения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» Цель изучения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» Обучение студентов методам проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения и мотивации пациентов к поддержанию здоровья полости рта
Учебная нагрузка при изучении модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» по семестрам Учебная нагрузка при изучении модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» по семестрам Кол-во аудиторных часов Семестр IV V VI X Основная образовательная программа Вариативная часть: «Прогнозирование кариеса на основе факторов риска» (МГМСУ) Элективный курс «Тактика врачей-стоматоло- гов разных специальностей в предупреждении стома- тологических заболеваний» (МГМСУ) Производственнаяпрактика
Коммунальная стоматология - наука, изучающая эпидемиологию стоматологических заболеваний, стоматологическое здоровье общества, методы планирования коммунальных программ профилактики, стоматологической помощи и обеспечения здоровья населения, и методы оценки эффективности программ
Модуль – блок информации, включающий: Логически завершенную единицу учебного материала Логически завершенную единицу учебного материала Целевую программу действий Методическое руководство Совокупность знаний, умений и навыков, объединенная логической связью и соответствующая фрагменту образовательной программы Обеспечивает достижение поставленных целей
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Стандарты(основноесодержание) ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Ориентация на потребности сферы труда (реальнуютрудовуюдеятельность) Требования,установленныесистемойобразования(количествочасов)
Основные различия между традиционным и модульным обучением Основные различия между традиционным и модульным обучением Методыобучения ТрадиционноеобучениеТрадиционноеобучение МодульноеобучениеМодульноеобучение Активные методы, ориентированные на студента, и основанные на и основанные на его самостоятельной его самостоятельнойдеятельности Лекции,демонстрации,семинары,обсуждение