«Формирование универсальных учебных умений на уроках биологии в 5 классе в процессе работы с текстом учебника»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 5 КЛАСС
Учебно-информационные Учебно-информационные: различать научный, художественный и публицистический тексты; различать научный, художественный и публицистический тексты; создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение; создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение; составлять на основе текста графики, схемы, таблицы; составлять на основе текста графики, схемы, таблицы; осуществлять цитирование; осуществлять цитирование; задавать вопросы разного вида; задавать вопросы разного вида; наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях. наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.
Учебно-интеллектуальные: определять понятия по существенным признакам; определять понятия по существенным признакам; выявлять свойства объекта; выявлять свойства объекта; выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение; систематизировать информацию; систематизировать информацию; доказывать утверждение; доказывать утверждение; формулировать вывод. формулировать вывод.
Этапы формирования навыков работы со схемами Ознакомление учащихся со схемами:Ознакомление учащихся со схемами: виды, логика, форма, условные обозначения Обучение составлению и чтению схем Обучение составлению и чтению схем Заполнение учащимися частично составленных схем Заполнение учащимися частично составленных схем Самостоятельное составление схем по заданному тексту Самостоятельное составление схем по заданному тексту Составление текста по схемамСоставление текста по схемам
ЖИВОТНЫЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ АМЕБА ИНФУЗОРИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ АМЕБА ИНФУЗОРИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ МЕДУЗЫЧЕРВИРАКИНАСЕКОМЫЕПАУКИ…. РЫБЫЗЕМНОВОДНЫЕПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯПТИЦЫМЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ТИПЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ? (1) АВТОТРОФНЫЙ БАКТЕРИИ ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ ? (2)
Прочитайте текст и составьте схему на основании прочитанного материала.Прочитайте текст и составьте схему на основании прочитанного материала. Различают несколько жизненных форм растений: травы, кустарнички, кустарники, деревья. К травянистым растениям относится, например, одуванчик, который отмирает осенью. К кустарничкам относится клюква, которая перезимовывает под снегом. Более высокие растения с одревесневшими побегами – кустарники, например, шиповник. У деревьев, как правило, один основной ствол. Различают деревья вечнозеленые, например, ель, сосна, и листопадные – береза, тополь.
РАСТЕНИЯ низшие высшие ВОДОРОСЛИ МХИ ГОЛОСЕМЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ЕЛЬ ШИПОВНИК ЕЛЬ ШИПОВНИК СОСНА БЕРЕЗА СОСНА БЕРЕЗА КЕДР ПИОН КЕДР ПИОН ЛИСТВЕННИЦА ЛАНДЫШ ЛИСТВЕННИЦА ЛАНДЫШ
Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой (учебником). Формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой (учебником). В процессе обучения чтению формируются умения: – читать быстро и с необходимыми смысловыми акцентами; – понимать текст; – структурировать текст (наиболее трудное для формирования умение, которое выражается в умениях выделять основные понятия темы, выделять главные идеи текста); – определять предмет изучения; – определять понятия; – устанавливать связи данных понятий с ранее изученными; – привлекать ранее усвоенные знания для понимания текста
Приемы формирования умений самостоятельной работы с текстом постановка учителем вопросов к прочитанному тексту (о чем говорится в тексте, что говорится, выделите главное, найдите определение ….); задайте вопросы к тексту ( только по тексту) ; задайте вопросы к тексту (используя знания предыдущей темы);
В состав елового леса, как природного сообщества входят различные растения – ель, береза, брусника, кислица, мох; звери – белки, лесные мыши, зайцы, лисицы, волки, рыси; птицы – сороки, совы, дятлы; насекомые – жуки, бабочки, комары; грибы - сыроежки, лисички, мухоморы, а также почвенные бактерии и многие другие. 1.О чем говорится в данном предложении? 2.Что говорится о еловом лесе? 3.Что говорится о составе елового леса?
? _______________________ ___________________________________________ В состав елового леса, как природного сообщества входят различные растения – ель, береза, брусника, кислица, мох; звери – белки, лесные мыши, зайцы, лисицы, волки, рыси; птицы – сороки, совы, дятлы; насекомые – жуки, бабочки, комары; грибы - сыроежки, лисички, мухоморы, а также почвенные бактерии и многие другие.
ИГРА ПОЧЕМУЧКИ 1. ЧТО? 2.ГДЕ? 3.КАК? 4.ЗАЧЕМ? 5.ПОЧЕМУ?