Методика формирования портфолио учителя
Критерии конкурсного отбора лучших учителей -претендентов 1.Положительная динамика достижений учащихся. 2.Результативность внеурочной деятельности. 3.Результативность работы в качестве классного руководителя. 4.Использование новых образовательных технологий. 5.Участие в конкурсах. 6.Обобщение и распространение опыта. 7.Повышение квалификации и самообразование. 8.Проектная и исследовательская деятельность.
С итальянского языка слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Термин «portfolio» в 70 –х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «портфолио»: -это набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину. -это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. -это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.
Портфолио учителя – способ фиксирования его личных профессиональных достижений в образовательной деятельности, результатов обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования за определённый период.
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных профессиональных достижений учителя в образовательной деятельности. Портфолио должно способствовать формированию и совершенствованию профессионального мастерства учителя отражать динамику его профессиональных достижений
Функции портфолио накопительная модельная
Накопительная функция Достижения учителя Грамоты Сертификаты Удостоверения и др. Набор рабочих материалов Опорные конспекты Конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий Авторские программы по предметам, курсам
Модельная функция отражает динамику развития учителя показывает результаты самореализации демонстрирует стиль преподавания помогает проводить рефлексию помогает спланировать деятельность
Типы портфолио Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов Комбинированный тип
Портфель сертифицированных (документированных) достижений Предоставить информацию об авторе Дать представление о результатах деятельности Отображение особенностей личности автора портфолио Портфель сертифицированных (документированных) достижений Предоставить информацию об авторе Дать представление о результатах деятельности Отображение особенностей личности автора портфолио Портфолио документов
Портфолио работ Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности Описание основных форм и направлений творческой активности Разработки педагога Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности Описание основных форм и направлений творческой активности Разработки педагога
Портфолио работ Важно продемонстрировать : Полноту, разнообразие и убедительность материалов, отражающие основные направления и виды деятельности Качество представленных работ Ориентированность на выбранную педагогическую концепцию Важно продемонстрировать : Полноту, разнообразие и убедительность материалов, отражающие основные направления и виды деятельности Качество представленных работ Ориентированность на выбранную педагогическую концепцию
Портфолио отзывов Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности Заключения Рецензии Рекомендательные письма Резюме Отзыв о работе в творческом коллективе Рефлексия Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности Заключения Рецензии Рекомендательные письма Резюме Отзыв о работе в творческом коллективе Рефлексия
Положение о портфолио учителя (проект) 1.Общие положения 1.1. Портфолио учителя – способ фиксирования его личных профессиональных достижений в образовательной деятельности, результатов обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования за определённый период. 1.2.Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных профессиональных достижений учителя в образовательной деятельности. Портфолио должно способствовать формированию и совершенствованию профессионального мастерства учителя, отражать динамику его профессиональных достижений Портфолио помогает учителю решать следующие задачи: проводить рефлексию и самооценку своей деятельности планировать образовательную, методическую, воспитательную деятельность проводить обобщение опыта работы 1.4. Результаты профессиональной деятельности учителя, зафиксированные в портфолио, могут быть использованы при аттестации учителя при выдвижении учителя на премии и другие виды поощрений при мониторинге педагогической деятельности учителя при организации индивидуальной работы с учителем при подготовке отчётов о результатах методической работы Структура портфолио. Портфолио состоит из 7 блоков. Блок 1. Общие сведения об учителе. Данный блок включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год месяц, проблематика курсов); копии диплома об образовании, удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации; копии грамот, благодарственных писем, дипломов различных конкурсов; копии документов, подтверждающих наличие учёных и почётных званий и степеней. Блок 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного блока должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определённый период: итоговые результаы обучения по предмету за определённый период времени; результаты административных срезовых контрольных работ; результаты административных работ РУО; результаты переводных и выпускных экзаменов; результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах разного уровня; результаты поступления учащихся в ВУЗы по предмету. Блок 3. Научно – методическая деятельность В этот блок помещены методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно – методической литературы; использование современных образовательных технологий в ОП с обоснованием выбора; материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; участие в разных формах методической работы (МО, пед.мастерские, мастер – классы и т.д), в т.ч перечень проведённых семинаров, «круглых столов», мастер –классов разного уровня, перечень тем докладов на конференциях, педагогических советах, семинарах разного уровня; результаты деятельности по теме самообразования; обобщение педагогического опыта на разных уровнях, в т.ч перечень публикаций; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; разработка авторских программ; результаты экспериментальной, исследовательской деятельности; написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; разработки и перечень открытых уроков. Блок 4 Внеурочная деятельность по предмету. В этом блоке представлены: список творческих работ, рефератов, учебно – исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; авторские программы факультативных, элективных курсов, спецкурсов,программы кружков; планы проведения предметных недель; разработки внеклассных мероприятий по предмету. Блок 5 Деятельность классного руководителя Блок 6. Учебно – материальная база по предмету. В этом блоке представлен: список оборудования учебного кабинета; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др); список учебных фильмов, аудиозаписей, мультимедийных средств обучения; список дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п; список словарей и другой справочной литературы по предмету. Блок 7. Нормативно- правовые документы. Блок включает нормативно – правовые документы по предмету. Например, инструктивно –методические письма по предмету, нормы оценок результатов учебной деятельности по предмету, карты самоанализа урока, положения о конкурсах, выставках и т.д Порядок сбора, систематизации и оформления портфолио Информация по блоку 1 и блоку 2 портфолио заполняется зам.директора по УМР, по блокам 3- 7 заполняется учителем Документация портфолио оформляется согласно стандарту. Границы страницы: верхняя, нижняя – по 1 см, левая – 2 см, правая –1 см. Тексты документов набираются шрифтом Times New Roman. Заголовки печатаются полужирным шрифтом 14 размера, остальной текст – обычным шрифтом 12 размера.
Структура портфолио Портфолио состоит из 7 блоков Блок 1 Общие сведения об учителе Блок 2 Результаты педагогической деятельности Блок 3 Методическая деятельность Блок 4 Внеурочная деятельность по предмету Блок 5 Деятельность классного руководителя Блок 6 Учебно – материальная база Блок 7 Нормативно – правовые документы
Блок 1. Общие сведения об учителе. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях: Ф.И.О, год рождения образование Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в ОУ Повышение квалификации Копии документов Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога
Блок 2 Результаты педагогической деятельности Итоговые результаты обучения по предмету за определённый период времени Результаты административных срезовых контрольных работ Результаты административных контрольных работ РУО Результаты переводных и выпускных экзаменов Результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах разного уровня Поступление в ВУЗы по специальности Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определённый период
Блок 3 Методическая деятельность В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы, УМК Использование современных образовательных технологий с обоснованием выбора Материалы, содержащие обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов Участие в разных формах методической работы( МО, пед.мастерских, мастер – классов и т.д), в т.ч перечень проведённых семинаров, «круглых столов», мастер – классов разного уровня; перечень тем докладов на конференциях, педагогических советах, семинарах разного уровня Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах Результаты деятельности по теме самообразования Обобщение опыта на разных уровнях, в т.ч перечень публикаций Результаты экспериментальной, исследовательской деятельности Написание рукописи кандидатской или докторской диссертации Разработка авторских программ Разработки и перечень открытых уроков
Блок 4 Внеурочная деятельность по предмету Авторские программы факультативных, элективных курсов, спецкурсов, программы кружков Список творческих работ, рефератов, учебно – исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету Планы проведения предметных недель Разработки внеклассных мероприятий по предмету
Блок 5 Деятельность классного руководителя Система работы с ученическим портфолио? Система работы с органами самоуправления? с родителями? с социумом?
Блок 6 Учебно –материальная база список словарей и другой справочной литературы список наглядных пособий список оборудования учебного кабинета список учебных фильмов, аудиозаписей, мультимедийных средств обучения список дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений
Блок 7 Нормативно – правовые документы Блок включает нормативно – правовые документы по предмету. Например, инструктивно – методические письма по предмету, нормы оценок результатов учебной деятельности по предмету, карты самоанализа урока, положение о конкурсах, выставках и т.д
Практическая значимость портфолио Аттестация учителя Аттестация, лицензирование и аккредитация ОУ Мониторинг педагогической деятельности учителя Организация индивидуальной работы с учителем Подготовка отчётов о результатах методической работы