ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Группы детей Правополушарные дети Дети-синтетики Тревожные дети Неуверенные дети Дети с низким уровнем произвольности Перфекционисты и отличники Астеничные дети Гипертимные дети «Застревающие» дети Аудиалы и кинестетики
Правополушарные дети Характерно: богатое воображение, образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, сравнения, образы, но не могут мыслить логическими категориями
Трудности при сдаче экзамена Испытывают сложности с предметами естественно- математического цикла. Им трудно мыслить логически, структурировать материал Тестирование для них представляет сложность
Стратегии поддержки Объяснение материала поддерживать примерами и картинками Использовать их воображение и образное мышление: образы, метафоры, рисунки Во время экзамена начинать с заданий, требующих развернутый ответ
Дети-синтетики Характерно: видят общее, глобальное, их интересуют общие взаимосвязи, но мало внимания уделяют деталям
Трудности при сдаче экзамена Затрудняются анализировать, выделять опорные моменты в информации. Им трудно выделять смысловые блоки, составлять планы, конспекты. При сдаче ЕГЭ им трудно анализировать и оперировать конкретными фактами
Стратегии поддержки При изучении каждой темы важно её обобщить, выделить основные блоки, наполнить их конкретным содержанием При работе с тестами ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь главное, на что стоит обратить
Тревожные дети Характерно: они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Особую тревогу вызывает ситуация проверки знаний.
Трудности при сдаче экзамена Наиболее трудным во время экзамена является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки Создание комфортной обстановки на этапе подготовки к ЕГЭ Не нагнетать обстановку серьезности и значимости предстоящего экзамена и его результатов. Эмоциональная поддержка во время экзамена
Неуверенные дети Характерно: не умеют опираться на собственное мнение. Не могут проверить качество своей работы. Хорошо работают по образцу, но в ситуации выбора стратегии решения – теряются. Конформисты, не умеют отстаивать свою точку зрения.
Трудности при сдаче экзамена Затрудняются в принятии самостоятеных решений Не могут определиться в выборе стратегий деятельности
Стратегии поддержки В различных ситуациях поддерживать его личный выбор, учить принимать решение Воздерживаться от советов и рекомендаций Эмоц.поддержка: « Я уверен, у тебя все получится»
Дети, испытывающие недостаток произвольности Характерно: низкий уровень организации целенаправленной деятельности. Неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности. Отвлекаемы, часто производят впечатление «невнимательных»
Трудности при сдаче экзамена Не могут рационально использовать отведенное на экзамен время
Стратегии поддержки На этапе подготовки учить использовать для саморегуляции различные средства: песочные часы, составление списка дел ( и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая нужную строку и т.д.)
Перфекционисты и «отличники» Характерно: высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность. Очень чувствительны к похвале. Высокий уровень притязаний, неустойчивая самооценка. Стремятся всегда быть лучшими.
Трудности при сдаче экзамена Стремление выполнить все задания, причем безошибочно Не могут пропустить задание, если не знают как с ним справиться
Стратегии поддержки Помочь скорректировать их ожидания, осознать разницу между «достаточным» и «превосходным» Учить понимать, что для отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Учить выбирать задания
Астеничные дети Характерно: высокая утомляемость и истощаемость. При усталости снижается темп деятельности, нарастает количество ошибок. Утомляемость связана с особенностями нервной системы, имеет неврологическую природу.
Трудности при сдаче экзамена Из-за длительности экзамена высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости
Стратегии поддержки Не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать Выбор оптимального режима подготовки: перерывы в занятиях, прогулки, достаточный сон.
Гипертимные дети Характерно: быстрота, энергичность, активность, не склонны к педантизму. Высокий темп деятельности, импульсивность, несдержанность. Быстро выполняют задания, но небрежны, не могут себя проверить
Трудности при сдаче экзамена Затрудняются в собранности, концентрации внимания, аккуратности во время экзамена.
Стратегии поддержки Не пытаться изменить темп деятельности, а учить контролю, навыкам самопроверки: «Сделал – проверь» Создать ощущение важности ситуации экзамена, значимости результатов ЕГЭ.
«Застревающие» дети Характерно: низкая подвижность психических функций, с трудом переключаются с одного задания на другое, медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении заданий.
Трудности при сдаче экзамена Затрудняются в переключении с одного задания на другое, если их торопить, темп деятельности снижается Не могут быстро актуализировать знания из разных разделов программы
Стратегии поддержки Научить распределять время Не торопить Мягко и не навязчиво помогать переключаться
Аудиалы и кинестетики Характерно: определенный способ переработки информации. Для аудиалов – слух, для кинестетиков – тактильные ощущения.
Трудности при сдаче экзамена ЕГЭ имеет визуальную форму
Стратегии поддержки Помочь детям осознать особенности своего учебного стиля: использовать их на этапе подготовки к экзамену Аудиалы могут тихо проговаривать задание Кинестетикам необходимо разрешить двигательную активность
1. М.Ю. Чибисова. Единый государственный экзамен. Психологическая подготовка – издательство «Генезис», Список используемой литературы