Организация исследовательской деятельности учащихся «Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности» О.Е. Лебедев Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.
Почему важна исследовательская деятельность школьников? Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеристики процесса: объективность воспроизводимость доказательность эмпирический* и теоретический уровни фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования
процесс решения ими научных и личностных проблем, цель - построение субъективно нового знания Учебно-исследовательская деятельность школьников - У школьников формируются: способности самостоятельно мыслить добывать и применять знания тщательно обдумывать принимаемые решения чётко планировать действия эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах быть открытыми для новых контактов и культурных связей
1.Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается исследовательская деятельность обучающихся? 2.Как подготовить обучающихся к работе над исследованием? 3.Как разработать исследование? 4.Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения исследования? 5.Как осуществить исследование? 6.Какие формы образовательной деятельности применять? Важно знать учителю:
Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников 1.Учитель активно включается в процесс руководства (для учителя – это одна из форм повышения профессиональной компетентности) 2.Индивидуальный маршрут исследования
Смысл исследовательской деятельности Деятельность, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере : постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы
Как сформулировать тему исследования Что мне интересно? (Предмет, область науки, время, территория, сфера человеческой деятельности…) Что побудило во мне интерес к этому? Что я уже знаю об этом? Что именно я хочу узнать об этом? Что об этом говорят, пишут другие? Что является главным из того, что я узнал?
Пофантазируем? Что это за зверь? Как он называется? Где обитает? Чем питается? Каков его образ жизни?
Составление предметного портфолио – один из первых этапов исследовательской деятельности учащихся Портфолио Предмет Ученик Класс Цель работы: 1.Формирование умений отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме 2.Работа с различными источниками информации 3.Публичная защита
Варианты выполнения работы На бумаге На электронном носителе Что должен помнить учитель Работа должна быть интересна ребёнку Составьте план совместной деятельности и придерживайтесь его!
Возможные источники информации 1.Учебная литература 6. Статистический материал 2.Справочная литература 7. Интервью со специалистом 3.Художественная 8. Общественное мнение литература 4. Научная литература 9. Аудиовизуальные источники 5. Материалы СМИ 10. Internet-ресурсы
Рекомендуемый ход работы Вид деятельностиДатаРезультат 1 Эссе по теме Портфолио (дать название своей работе) Выбор рубрик (минимум 5) (придумать им оригинальные) Опорный конспект в виде схемы Статьи в газетах и журналах Найти Интернет-ресурсы Словарь терминов Статистический материал Иллюстрации, фото Анкета общественного мнения Выводы 30.04
Будет оцениваться: Процесс работы над Портфолио Качество Портфолио Защита Портфолио Интернет-портал «Исследователь» Интернет-журнал «Эйдос» Тризлянд Анатолий Гин
Интернет-портал «Исследователь» Интернет-журнал «Эйдос» Тризлянд Анатолий Гин Ресурсы исследовательской деятельности
Благодарю за внимание! Желаю всем удачной и плодотворной работы с нашими учениками! Сначала страшно, потом интересно!