И.Бычковский Директор института экономики ЖКХ «О региональных аспектах программ модернизации ЖКХ» V Всероссийское совещание органов по сертификации в жилищно- коммунальной сфере Российской Федерации «Росжилкоммунсертификация » Казань апрель 2009 г.
Из материалов коллегии: Итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2008 году: – повышение доступности жилья (гособязательства – 14,4 тыс. сертификатов); –увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (633,8 млрд. руб. в 2008 г.); –увеличение объемов жилищного строительства (субсидии субъектам РФ на развитие инфраструктуры – 7,1 млрд. руб.на кредиты и 7,5 млрд. руб. на переселение); ввод в 2008 г. – 63,8 млн.кв.м
Восприятие задач развития : Вместо системной оценки проблем ЖКХ и их реальных причин повторяются ссылки на высокий износ основных фондов и необходимость инвестиций. Но износ – это симптом, а не причина. Приоритеты – строительство объектов, наращивание мощностей (идеология ФЗ 210, противопоставление задач развития производственной и инвестиционной программ). ЗАДАЧА региональных комплексных программ модернизации ЖКХ: объективная диагностика состояния и проблем, определение доступных целей – региональных стандартов и фин. источников.
Программа (прогноз) социально-экономического развития территории Прогноз бюджетного потенциала Проекты развития. Объем работ и затраты на: - КР жилья - модернизацию и строительство инфраструктуры Софинансирование (кредитное) ВЭБом и пр. Софинансирование Фондом содействия реформированию ЖКХ Инвестиционные программы развития инфраструктуры Инвестиционные программы КР и сноса жилья Программа модернизации ЖКХ Среднесрочная тарифная политика Платежеспособность населения
Определение целевых критериев развития, обоснование финансирования программ 1. Сценарный прогноз развития территории – стратегии развития ЖКХ 2. Классификация поселений 3. Разработка среднесрочной (на 5-7 лет) тарифной политики для ЖКХ региона и поселений каждого типа 4. Оптимизация организационных и производственно - технических решений для ЖКХ поселений различного типа 5. ТЭО инвестиций 6. Обеспечение сбалансированности инвестиционных потребностей и источников финансирования
Цель тарифной политики - оценить: - какие финансовые ресурсы регионам по силам направить на ликвидацию отставания инфраструктуры? - насколько в этом случае повысится качество жизни, уменьшатся диспропорции, снизится риск кризиса и стагнации? Преобладание популистской оценки тарифной политики в ЖКХ: - не слишком ли быстро растут тарифы?
Соотношение бухгалтерского и физического износа (надежности) жилищного фонда (___) и инфраструктуры (___)
Включать в коммунальные тарифы и плату за ремонт жилья стоимость замены изношенных сетей и капитального ремонта жилищного фонда, исходя из ежегодного восстановления не менее 3-4% основных фондов (вместо 0,9-1,2 %) По силам ли населению? Необходимо:
Оценка платежеспособности, допустимых по РПБ платежей и тарифов
Учет платежеспособности в определении тарифной политики и платежей за КР жилья Платежи по ЭОТ не более 8,5%, платежи за КР не более 1-1,2% бюджета средней семьи. Всего платежи за ЖКУ – до 12,5% семейного бюджета
Совершенствование ценообразования От экстраполяции затрат - к планированию стоимости качества услуг Стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов Перейти к мультиставочным тарифам с выделением абонентской платы за услугу и платы за потребленный ресурс Стимулирование интенсивной замены (не менее 4% в год) изношенных сетей, ресурсосбережение Самостоятельность жителей при определении «квартплаты» ограничить обязательным регламентом ремонтных работ и стандартами состояния жилья Обеспечение сохранности и качества жилищного фонда ДействияРезультат
-ликвидировать механизм надбавок, отразив все затраты на развитие инфраструктуры в инвестиционной составляющей коммунального тарифа, доведя ее до 20-24% тарифа -Регулировать тариф на подключение и плату за технологическое присоединение в составе платы за участок Предлагается
Ежегодные инвестиционные потребности на: - модернизацию, замену изношенных сетей и оборудования – 1,4 тыс. руб. на чел. в год; - строительство инфраструктуры – 0, 4 тыс. руб. на чел. в год; - ремонт жилья – 1тыс. руб. чел. в год; -снос жилья и переселение – 0,8 тыс. руб. на чел. в год Всего по РФ около 500 млрд. руб. в год
Источники финансирования -федеральный бюджет на капремонт жилья - 45 млрд. руб. в год; -на ликвидацию аварийного жилья и переселение – 33 млрд. рублей в год; -региональные и муниципальные бюджеты -на ремонт жилья - 40 млрд. руб. в год; -на модернизацию инфраструктуры – 140 млрд. руб. -модернизация инфраструктуры за счет инвестиционных составляющих тарифа -115 млрд. руб. в год; -ремонт жилья за счет собственников – 40 млрд. руб. в год (80 в перспективе); -внебюджетные (кредитные) ресурсы -80 млрд. руб. в год
Направления развития коммунальной инфраструктуры: -замена изношенных сетей и оборудования для повышения надежности, снижения аварийности с 1,8 до 0,2 аварий и повр. на 1 км сетей в год (40% инвест. затрат), -модернизация оборудования для повышения на 30% ресурсной эффективности (40% затрат), -строительство коммунальных объектов для обеспечения жилищного строительства (20%).