РИТОРИКА «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» Аристотель Аристотель
Риторика– искусство красноречия. Красноречие – сила. Красноречие – сила. «Не искусство, не мудрость не могут быть достигнуты, если их не изучать» Демокрит Демокрит
Выбор темы. Тема должна быть: Интересной; Не сложной; Не объемной Доступной Целесообразной С элементами новизны и сенсационности
Вступительная часть Роль удачного начала выступления: а) преодолеть волнение и обрести уверенность в себе; б) наладить контакт со слушателями, завоевать их симпатии; в) заинтересовать аудиторию темой своего выступления; г) сжато охарактеризовать содержание выступления и разделить по вопросам
Рекомендации о начале вступления (Д. Карнеги) Не злоупотребляйте смешными историями. Не начинайте выступление с извинения. Заинтересуйте слушателей. Доверчиво расскажите интересную историю. Начните ошеломляющей цитатой или фактом Покажите, что тема связанна с жизненно важными интересами слушателей.
Основная часть Избегайте специальных терминов Будьте абсолютно уверенны в том, о чем вы говорите Используйте зрительное восприятие слушателей (иллюстрируйте свое выступление) Приводите конкретные случаи и примеры
Заключительная часть Подведите итог всему сказанному Подведите итог всему сказанному Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей Используйте в заключении или цитату, или крылатую фразу, или иллюстрацию, которая выражает ваш замысел Используйте в заключении или цитату, или крылатую фразу, или иллюстрацию, которая выражает ваш замысел
Виды ораторской речи Информационная Информационная Агитационная (убеждающая) Агитационная (убеждающая) Призывающая к действию Призывающая к действию
Информационная речь Основные требования к информационной речи: речи: В ней ничего не должно быть спорного В ней ничего не должно быть спорного Она должна вызывать интерес Она должна вызывать интерес Она должна удовлетворять запросы слушателя Она должна удовлетворять запросы слушателя Сообщение должно быть актуально Сообщение должно быть актуально
Агитационная( убеждающая) речь Выбирайте действительно спорный вопрос Выбирайте действительно спорный вопрос Выбирайте содержательную тему Выбирайте содержательную тему Выбирайте разрешимый вопрос Выбирайте разрешимый вопрос
Призывающая к действию речь Должна содержать необходимые фактические данныеДолжна содержать необходимые фактические данные Пробуждать психическую восприимчивостьПробуждать психическую восприимчивость Приводить к согласиюПриводить к согласию
Принцип построения публичного выступления Принцип построения публичного выступления І Подход: І Подход: 1. изложение фактов; 2.озвучивание мыслей исходящих из фактов; 3.призыв к действию
ІІ Подход 1.Продемонстрировать что-то негативное 2.Показать как исправить негатив 3.Попросить о сотрудничестве
ІІІ Подход Достичь заинтересованности и внимания Завоевать доверие Изложить все факты, объяснить слушателям преимущество вашей пропозиции Привести убедительные мотивы, которые побуждают людей к деятельности
«Красноречию подвластно увлекать сердца и волновать их всевозможными способами. Оно то врывается в мысли, то таится в них, сеет новые убеждения, освобождает укорененное» Цицерон