Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» «…учёт потребностей детей с ОВЗ в программе дошкольного образования предполагает использование специальных методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий»
В У Т С А Р Ю А Р Г И И В З А Р А Ю С Ь
ТРИ БЛОКА развитие речи и сенсорных представлений, формирование готовности к обучению грамоте; развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольного поведения; развитие базовых психических функций. МОДУЛЬНАЯ структура каждого блока
программы, технологии, рабочие тетради, дидактические материалы; методические пособия, диагностические материалы сочетание научной обоснованности и практической применимости; возможность групповой дифференцированной работы, обеспечение индивидуального темпа развития
формирование устной речи (понимание и воспроизведение) с опорой на зрительный ряд Параллельно ведётся работа по формированию и развитию зрительного восприятия; моторики (мимическая, артикуляционная, дыхательная, ручная); сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); графических навыков (обведение по контуру, штриховка, рисование).
каждый разворот – одно комплексное занятие: 25 полных разворотов + вводное и итоговое занятия – всего 27 занятий При проведении трёх занятий в неделю работа по тетради ведётся в течение девяти недель (вторая половина сентября – ноябрь). При ежедневных занятиях – в течение шести недель. Определяющим является усвоение ребёнком материала, освоение им способов общения и сотрудничества со взрослым.
заполняется родителями по результатам домашних занятий
а) узнавание и соотнесение звуков с конкретными образами (кукла поет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», Оля плачет «о-о-о») b) обозначение каждого звука знаком-символом, напоминающим артикуляцию губ при его произнесении.
a) звуковые дорожки гласных чтение по схеме организационная пиктограмма
игровые (уложим куклу спать – «баю-бай» ) b) звукосочетания гласных с различными согласными: звукоподражания, семантически близкие названиям предметов и действий ( «мяу», «ам-ам», «топ-топ» ) шумовые имитации ( бух, тук-тук, ду-ду-ду, цок-цок ) эмоциональные восклицания ( ох!, эх! )
понимание переносного значения слов с помощью пиктограмм (ловить рыбу) опознание и выделение слов с заданным гласным звуком (в начале слова) называние предметов, действий, признаков с опорой на картинки, пиктограммы называние геометрических фигур различение близких по значению слов (игрушка –животное)
использование обобщающих понятий ; освоение словаря по темам «Занятия детей», «Семья», «Части тела», «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Кухня», «Лес», «Огород» называние детёнышей животных составление смысловых пар и логических цепочек использование степени сравнения прилагательных (самый большой).
ответы на вопросы по содержанию прослушанных текстов с опорой на картинки построение простых фраз по сюжетным картинкам, сериям сюжетных картинок с опорой на пиктограммы
Формирование зрительных эталонов гласных букв на основе ассоциативного восприятия (На что похожа буква?) с последующим воспроизведением их в играх-драматизациях организационная пиктограмма
активизация невербальных форм мышления и создание резервных средств коммуникации; развитие навыков символизации; целостное восприятие слова, подкреплённое его изображением; «глобальное» чтение ( нарушения слуха ) ; отработка порядка слов в предложении ; формирование грамматических категорий (мигранты, двуязычие); обучение использованию методического аппарата пособия, подготовка к самостоятельной работе с учебником.
ориентация в схеме собственного тела; упражнения для развития координации движений: a) имитационные упражнения ( как движется уж? изобрази медведя); b) двигательные игры со стихотворным сопровождением
упражнения в конструировании из геометрического материала упражнения для формирования статических пальцевых поз пальцевые игры с речевым сопровождением для развития динамической координации
артикуляционные упражнения упражнения для развития мимической мускулатуры (покажи, как девочка улыбается, как мишка грустит).
обведи пальчиком обведи по контуру карандашом закрась заштрихуй Упражнения в тетради могут быть дополнены выписыванием букв пальцем на подносе с рассыпанной тонким слоем (0,5 – 1 см) манкой. организационная пиктограмма
Приложение к тетради содержит разрезной материал. Его целесообразно по мере знакомства сортировать в конвертах по различным основаниям: форма, цвет, величина, грамматические категории и пр. Придумывание самим ребёнком оснований для классификации развивает мыслительные и комбинаторные способности, гибкость мышления.
Закрепление знания трёх основных цветов: жёлтого, красного, синего, и сложного – зелёного цвета. обозначение звуков при звуко-буквенном анализе символическое обозначение грамматических категорий в пиктограммах графические диктанты конструирование
Параллельно отрабатывается словарь прилагательных и наречий, способность использовать сравнительные (больше, меньше, самый большой) и противительные (этот больше, а этот меньше) конструкции
силуэтные, контурные и наложенные изображения фигур и букв
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК ОБЕСПЕЧИВАЕТ КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА