Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности Потеря эмоционального контроля Испуг от сильных эмоций, которые они испытывают Изменяется восприятие мира ( мир небезопасен, не такой, как был раньше ) Изменение представления о взрослом, потеря доверия к взрослому Снижение самооценки Исчезает чувство уверенности в себе и в близких людях Пересмотр приоритетов Регрессия на более ранние поведенческие стадии Изменения в ведущей деятельности Изменения режима питания и сна Жалобы на плохое самочувствие
Раннее детство (1-3 года ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : Совместная деятельность со взрослым ВД : предметно - манипулятивная ОН : выделение своего Я, речь, ходьба, навыки обращения с предметами Плач Недифференциро ванная тревога, страхи Страх посторонних Временные нарушения речи Отрывочные воспоминания Возрастной регресс ( могут перестать ходить и говорить ) Повторяющиеся действия Двигательное возбуждение или заторможенность Нарушения сна, аппетита
Дошкольное детство (3-6 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ВД : игра ССР : поиск места в мире взрослых через игру ОН : произвольность, самооценка, иерархия мотивов, этические комплексы Мышление : эгоцентризм, « магическое мышление », « буквализм ». Развитые воображение и память. беспричинный плач, страхи ( страх сепарации с родителями, боязнь незнакомых людей ) раздражительн ость чувство вины, стыда искаженное представление о причинах случившегося буквальное восприятие события и причин ориентируются на отношение к событию взрослых, на их интерпретацию речевые нарушения, трудности концентрации внимания изменение игровой деятельности нарушения общения энурез, утрата имеющихся навыков, непослушание, гиперактивность и агрессия, отстранение, подавленность, неподвижность потребность рассказывать о событии изменения режима питания и сна ( страшные сновидения ), жалобы на необъяснимые боли.
Младшие школьники (7-11 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : я – ученик ВД : учебная ОН : произвольность, внутренний план действий Память и восприятие опосредованы мышлением плач страхи : страх сепарации с родителями, страх школы и др. чувство вины, чувство обиды, чувство неприязни к людям трудности концентрации внимания и запоминания нарушения в познавательной сфере, нарушение учебной деятельности, сами интерпретируют события, может быть искаженное понимание причин события все время думает о плохих вещах в будущем страшные сны, бессонница или чрезмерная сонливость, ночной энурез, нарушения аппетита расстройство самочувствия без видимых причин агрессивность очень замкнут, спокоен, чрезмерно послушен подавленность и безразличие суетливость и неспособность завершить начатое дело проблемы в учебе и общении сужается круг интересов
Подростки (11-17 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение ССР : уже не ребенок, еще не взрослый ВД : общение со сверстниками ОН : чувство взрослости ; личностная рефлексия Половое созревание капризность и частые колебания настроения эмоциональ ное оцепенение депрессия низкий эмоциональн ый контроль чувства стыда и обиды трудности концентрации внимания, невозможность сосредоточить ся обсуждают детали события способны правильно понять причины событий и проинтерпрети ровать их поиск новой идентификации, переоценка ценностей функциональные расстройства самочувствия сильная подавленность, отсутствие реакций самоизоляция от окружающих, негативизм и протестные реакции подражание окружающим, зависимость от них импульсивность и агрессивность антисоциальное поведение, неадаптивные формы совладения со стрессом
Психологическая поддержка родителей : принципы 1. Работа должна быть направлена на актуальные события и переживания, которые есть сейчас 2. Встреча должна иметь четкую структуру. Важно, чтобы психолог в начале разговора обозначил временные границы и последовательность работы 3. Следует отделять исторический опыт от актуального и воздерживаться от обращения к нему 4. Если родитель говорит о личностных особенностях ( своих или ребенка ), следует переключить его внимание на то, как они проявляются в конкретной ситуации 5. Важно поддерживать чувства компетентности, уверенности в своих силах, безопасности
Психологическая поддержка родителей : этапы 1. Выслушивание, помощь в отреагировании чувств 2. Сбор информации, структурирование опыта 3. Психоэмоциональная поддержка и информирование 4. Обнаружение внутренних ресурсов, на которые можно опираться