Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах. Задачи исследования: Изучить литературу по проблеме. Показать многообразие нетрадиционных подходов, определить место и выявить способы их использования при работе со сказкой на уроках литературного чтения. Разработать ряд уроков, с применением нетрадиционных подходов; обосновать свой выбор, целесообразность соответствующей организации работы, описать ее. Проанализировать различные программы по литературному чтению с точки зрения выявления возможностей работы со сказками. Обобщить опыт учителей начальных классов по использованию методических подходов к работе со сказкой. Выявить у младших школьников уровень сформированности знаний и умений по проблеме исследования.
Методика работы со сказкой Этапы работы: Подготовка к чтению Первичное целостное восприятие Проверка первичного восприятия 1-я ступень анализа понимание фактического содержания 2-я ступень анализа понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. Синтез - целостное восприятие наиболее глубокой основы Приёмы работы: Слово учителя или беседа Чтение учителем, вслух (1 класс) или «про себя» (2-3 класс) Ответы на вопросы, выявля- ющие представления о прочитанном Последовательное чтение текста учащимися и коммен-тирование его содержания с помощью учителя Анализ смысловых частей текста Самостоятельная оценка учащимися прочитанного, выражение отношения к прочитанному.
Формирующий эксперимент Задачи: - расширять знания детей о произведениях фольклора народов России и мира, используя нетрадиционные формы обучения; -научить выделять художественные особенности сказок, их структуру; - развивать умение находить особенности в сравнении: сказка- рассказ, басня - сказка, сказка - сказочная повесть, былина - сказка, миф - сказка; - развивать умение элементарно классифицировать сказки; - научить находить элементы сюжета; -расширять знания о жанре - сказка; - развивать умение выделять особенности сказочного жанра; - развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.
Нетрадиционно- это значить научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и.т.д.
Вывод: Проделанная работа позволила более глубоко и шире раскрыть способности каждого ребёнка, его индивидуальные качества; Способствовала активизации способностей детей по средствам диалогов героев сказки к речевому общению, использованию в повседневной речи оборотов слов, выражений, фраз сказочных героев. Речь детей стала яркой, выразительной, приобрела эмоциональную окраску, при ответах несла определённый смысл, прослеживалась логическая связь между предложениями, ответы стали более полными, содержательными и логичными; Оказала влияние на формирование нравственных качеств, а так же учила детей сравнивать, сопоставлять, формирует привычку доказывать