Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
«Коррекция психических процессов как основа преодоления ОНР у младших школьников»
Психические процессы человека являются сложными функциональными системами. А. Р. Лурия Внимание, восприятие, память и другие процессы развиваются по принципу гетерохромности и опосредованы с речью. Л.С. Выготский
Рост количества учащихся с нарушениями письма и чтения. Необходимость сочетания логопедической помощи с психологической коррекцией познавательных процессов. Актуальность
В р е м е н н ы е п р е д с т а в л е н и я В о о б р а ж е н и е В н и м а н и е П а м я т ь П р о с т р а н с т в е н н о е в о с п р и я т и е м о т о р и к а м ы ш л е н и е Психическое развитие детей с ОНР
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ Общая анатомия и физиология Нейро физиология Спец. педагогика Спец. психология Патопсихология
ЦЕЛЬ предупреждение и устранение нарушений письма и чтения; создание базы для успешного усвоения общеобразовательной программы
ЗАДАЧИ Изучить современное состояние проблемы. Определение теоретических и методологических основ. Выявить особенности развития психических функций у младших школьников с ОНР Разработать систему коррекционной работы апробировать и определить ее эффективность.
Этапы реализации программы I этап - подготовительный (ноябрь – декабрь 2011) II этап - диагностический (ноябрь 2011) III этап - коррекционный (ноябрь 2011 –май 2012) IV этап - итоговая диагностика (май 2012)
Уровень речевого развития у детей с ОНР
Уровень психического развития детей с ОНР
Зрительного гнозиса Пространственного восприятия Временного восприятия Конструктивного праксиса Движений и действий Памяти и мышления Графических навыков Слухового гнозиса Направления работы по развитию
Коррекционная работа
Ошибки На уровне слова На уровне предложения и текста Лексико- грамматическиеПри чтении Развитие пространственно- временных представлений
Развитие временных представлений понятия о времени суток; семь дней недели; времена года; месяцы и времена года; представление о годе; возраст членов семьи и родственные отношения.
Развитие пространственных представлений определение правой и левой руки; ориентировка в окружающем пространстве; соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв; пространственное расположение различных фигур и букв.
Развитие графо-моторных навыков Мелкая моторика Зрительное восприятие Ориентировка на листе бумаги
Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Манипуляция с предметами Штриховка, обведение трафаретов Массаж руки
Ориентировка на листе бумаги Ориентировка на рабочем столе Работа на доске мелом Ориентировка в тетради Ориентировка на альбомном листе
Развитие зрительного восприятия Формирование зрительного гнозиса Формирование зрительной памяти Формирование буквенного гнозиса Уточнение пространственного расположения букв
Ожидаемый результат: процесс преодоления ОНР у младших школьников будет значительно эффективнее, если в процессе коррекции проводить работу по развитию ВПФ у этой категории детей.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский
Спасибо за внимание!!!