Особенности мальчиков и девочек в учебном процессе
Внимание МальчикиДевочки Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации; при работе обращают внимание на точность ее исполнения Теряется концентрация внимания в критических ситуациях; при выполнении заданий внимание ориентировано на быстроту выполнения
Мышление МальчикиДевочки Образное мышление имеет более высокий уровень развития. Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени (могут либо слушать, либо писать) Образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание)
Память МальчикиДевочки Небольшой объем кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр; лучше запоминают описания технических процессов Долговременная память; преимущества при запоминании слов; лучше запоминают имена людей, описание предметов туалета
Моторика МальчикиДевочки Развита лучше крупная моторика Развита лучше мелкая моторика
Восприятие цвета МальчикиДевочки Хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому Лучше различают цвета; предпочтения сиреневому, бежевому, салатовому, желтому
Словарный запас МальчикиДевочки Меньший словарный запас Большой словарный запас, высокая беглость и ясность речи
Устная речь МальчикиДевочки Превосходство по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного Превосходство по уровню развития, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов
Письменная речь МальчикиДевочки Письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «я»; пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах В письменной речи обращают внимание на изобразительные средства (подчеркивание, выделение текста другим цветом), предпочитают тексты, связанные с душевными переживаниями
Почерк МальчикиДевочки Мужской почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально- оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями
Подход к изучению материала МальчикиДевочки КачественныйКоличественный
Восприятие информации Восприятие информации МальчикиДевочки Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами; труднее воспринимают и запоминают словесную информацию Визуальное восприятие информации происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину классной доски; труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную информацию
Предпочтение в формах работы МальчикиДевочки Хорошо работают в парах, в одиночку Хорошо работают в коллективе
Интересы к деятельности Интересы к деятельности МальчикиДевочки Предпочитают деятельность исследовательского характера Нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т.е. стереотипную деятельность
Самооценка МальчикиДевочки Более объективна, так как анализируют реальные события и явления; зависит от успеха в делах Более субъективна, так как упор делается в основном на испытанные чувства, переживания, мечты и конфликты
Стиль общения МальчикиДевочки Авторитарный Демократичный
Доминирующий тип мотивации МальчикиДевочки Ориентация на успех Ориентация на избегание неудачи
Отношение к оценке и похвале МальчикиДевочки Мальчик убежден в том, что любовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые учительницей, для него не имеют притягательной силы, для него важно материальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприниматься им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недовольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно Среднестатистическая девочка ждет безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания. Она ориентирована на межличностные отношения, в оценке учителя слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться. Для девочки важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд. Для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг
Принципы работы учителя с мальчиками Высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; большое количество нестандартных, логических заданий; использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера; дозированная эмоциональность подачи материала; игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают и нарушать порядок в классе; при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей; подбор творческих заданий; при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности
Принципы работы учителя с девочками Неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала; достаточное количество повторений для лучшего усвоения; большое количество типовых заданий; использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память; предпочтительны игры-импровизации; эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив; чаще хвалить, похвала для девочек - движущая сила
Современный урок – это … К О М Ф О Р Т Компетентность Критичность Креативность Культура Органичность Основательность Отдача Оптимальность Открытие Образованный Ответственность Осознанный Моделирование Мотивация Методика Мастер Фантазия Формирование Фундамент Функциональный Отдых Осмысленный Открытие Организованный ОбучениеОпора Озарение Радость Развитие Рост Результат Рефлексия Тепло Творчество Талант Темп