Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Тема: Особенности восприятия детьми литературных произведений Особенности восприятия детьми литературных произведений
Эпиграф: Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. С. Я. Маршак С. Я. Маршак
Основные вопросы: Чтение как культурный феномен Чтение как культурный феномен Портрет «талантливого читателя» Портрет «талантливого читателя» Эстетическое восприятие: общее понятие Эстетическое восприятие: общее понятие Особенности восприятия книги в разных возрастных группах Особенности восприятия книги в разных возрастных группах Задачи литературного образования в дошкольном детстве Задачи литературного образования в дошкольном детстве
Чтение как культурный феномен : Чтение как особая деятельность и творчество Чтение как особая деятельность и творчество Виды чтения Виды чтения Престиж чтения Престиж чтения Кризис чтения Кризис чтения Типы читателей Типы читателей
Виды чтения: Развивающее чтение Развивающее чтение Деловое чтение Деловое чтение Свободное (досуговое) чтение Свободное (досуговое) чтение Развлекательное чтение Развлекательное чтение
Типы читателей: Грамотный, «талантливый» читатель Грамотный, «талантливый» читатель Функционально неграмотный, «ленивый» читатель Функционально неграмотный, «ленивый» читатель
Портрет талантливого читателя: Любовь к книге, постоянное общение с ней Любовь к книге, постоянное общение с ней Понимание идеи произведения, авторской позиции Понимание идеи произведения, авторской позиции Способность воспринимать произведение в единстве содержания и формы Способность воспринимать произведение в единстве содержания и формы Понимание метафорического языка искусства Понимание метафорического языка искусства Способность исторически и критически осмыслить книгу Способность исторически и критически осмыслить книгу Умение эмоционально откликаться на прочитанное Умение эмоционально откликаться на прочитанное
Художественное восприятие: Восприятие художественных произведений – художественное, эстетическое восприятие Восприятие художественных произведений – художественное, эстетическое восприятие Эстетическое восприятие - сложная психическая деятельность, сочетающая интеллектуальные, познавательные, эмоцинально- волевые моменты Эстетическое восприятие - сложная психическая деятельность, сочетающая интеллектуальные, познавательные, эмоцинально- волевые моменты
Становление художественного восприятия: Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка (А. В. Запорожец, А. Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Артановская, Н.С. Карпинская) Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребёнка (А. В. Запорожец, А. Б. Эльконин, Л.С. Славина, Д.М. Артановская, Н.С. Карпинская) Совершается переход от первоначального восприятия к эстетической деятельности, к активному сопереживанию героям Совершается переход от первоначального восприятия к эстетической деятельности, к активному сопереживанию героям
Периоды эстетического развития дошкольника: Психологи выделяют 2 периода в эстетическом развитии дошкольника: Период от 2 до 5 лет (малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства) Период от 2 до 5 лет (малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства) Период после 5 лет (искусство отделяется от иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным) Период после 5 лет (искусство отделяется от иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным)
Законы формирования круга детского чтения: Закон возрастных ограничений Закон возрастных ограничений Закон возрастных соответствий Закон возрастных соответствий Закон возрастной перспективы Закон возрастной перспективы
Особенности восприятия литературы дошкольником: Жизненный и читательский опыт Жизненный и читательский опыт Восприятие жанров Восприятие жанров Восприятие сюжета Восприятие сюжета Отношение к героям книги Отношение к героям книги Восприятие языка произведения Восприятие языка произведения Эмоциональный отклик Эмоциональный отклик Роль иллюстрации в детской книге Роль иллюстрации в детской книге
Младший возраст (2 - 4 года): Тесная зависимость понимания текста от личного опыта Тесная зависимость понимания текста от личного опыта Дети любят стихи, малые фольклорные жанры Дети любят стихи, малые фольклорные жанры Текст воспринимается, если события логично следуют одно за другим Текст воспринимается, если события логично следуют одно за другим В центре внимания –главный персонаж, его действия В центре внимания –главный персонаж, его действия Тяга к ритмической речи, к рифмам Тяга к ритмической речи, к рифмам Эмоциональное отношение ярко выражено Эмоциональное отношение ярко выражено Без иллюстрации текст не будет понят Без иллюстрации текст не будет понят
Средний возраст (4 - 5 лет): Расширяется круг конкретных представлений Расширяется круг конкретных представлений Ощущение границ сказочного и реального, интерес к игровой авторской поэзии Ощущение границ сказочного и реального, интерес к игровой авторской поэзии Легко устанавливаются причинно- следственные связи в сюжете Легко устанавливаются причинно- следственные связи в сюжете Активное участие в событиях, происходящих с героем Активное участие в событиях, происходящих с героем Ярко выраженная реакция на Слово Ярко выраженная реакция на Слово Острая впечатлительность, сопереживание Острая впечатлительность, сопереживание Иллюстрация не требуется к каждому повороту сюжета Иллюстрация не требуется к каждому повороту сюжета
Старший возраст (5 - 7 лет): Обогащается жизненный и читательский опыт Обогащается жизненный и читательский опыт Любимые книги –авторские, волшебные сказки, энциклопедии Любимые книги –авторские, волшебные сказки, энциклопедии Установление многообразных связей в сюжете (популярны «толстые книжки») Установление многообразных связей в сюжете (популярны «толстые книжки») Привлекают яркие, сильные характеры, осознаются мотивы их поступков Привлекают яркие, сильные характеры, осознаются мотивы их поступков Формируется умение воспринимать выразительные средства языка, их роль Формируется умение воспринимать выразительные средства языка, их роль В какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность В какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность Рисунок выполняет вспомогательную роль Рисунок выполняет вспомогательную роль
Задачи литературного образования дошкольника: Обогащать жизненный опыт, необходимый для понимания текста Обогащать жизненный опыт, необходимый для понимания текста Ввести ребёнка в мир словесного искусства, показать многообразие жанров Ввести ребёнка в мир словесного искусства, показать многообразие жанров Формировать интерес к книге, любовь к художественному слову Формировать интерес к книге, любовь к художественному слову Учить воспринимать произведение в единстве содержания и формы Учить воспринимать произведение в единстве содержания и формы Формировать индивидуальные читательские интересы Формировать индивидуальные читательские интересы
Спасибо за внимание! Ваши вопросы, предложения, замечания, суждения… О. В. Григорьева, СОМЭПК, 2011 год