ИСКУССТВО – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. ИСКУССТВО - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. ИСКУССТВО – форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах. ИСКУССТВО – важнейшая сфера духовной культуры человечества, содержащая результаты образно-художественного отражения человеком внешнего и внутреннего мира.
ЭСТЕТИКА (от греч. чувствующий, чувственный)- наука о прекрасном, исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, общие законы искусства, проявляющиеся в различных разновидностях
Теории происхождения искусства БиологизаторскаяИгроваяМагическаяТрудовая Происхождение искусства из потреб- ности привлечения внимания противо- положного пола. Искусство возникает из душевного волне- ния, психики, нахо- дящейся в состоя- нии конфликта, в моменты преобра- зования и переклю- чения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастрачен- ной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художествен- ного наслаждения
ИСКУССТВОИСКУССТВО в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира в узком смысле – только изобразительное искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности
ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющее в качестве материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью
Любое произведение искусства имеет форму и содержание Содержание – это те идеи, мысли, чувства, которые автор стремится донести до читателя и зрителя. Форма – это все то, в чем воплощается содержание: слово, звук и т.д. Форма – еще не произведение искусства. Она становится таковой, если несет в себе эстетическое содержание.
ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА чувственное восприятие окружающего мира; субъективно; образность (художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности); законченность авторских произведений; индивидуальность в восприятии
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА субъективное восприятие действительности; связь с переживаниями, эмоциями; преимущественно чувственное восприятие; коммуникативность (средство общения между людьми); образность; творческий характер.
Произведение искусства должно обладать познавательной ценностью эстетической ценностью нравственной ценностью истина красотадобро три кита, на которых покоится духовная сфера общества Критерии произведений искусства
Основные функции искусства в общественной жизни: 1.Коммуникация (непосредственное общение); 2.Приобщение к истории и культуре; 3.Получение удовольствия, наслаждения; 4.Познание мира; 5.Воспитание и духовное развитие личности и общества.
Функции искусства Наименование функцииЕе содержание Общественно- преобразующая Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества Художественно- концептуальная (аналитическая) Анализирует состояние окружающего мира Воспитательная Формирует личность, чувства и мысли людей Эстетическая Формирует эстетические вкусы и потребности человека Утешительно- компенсаторная Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности Предвосхищения (предсказания) Предвосхищает будущее Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие Познавательно- эвристическая Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА Эстетическая Воспитательная Внушающая Информационно- коммуникативная Предсказательная Компенсаторная Общественно- преобразующая Познавательная Аналитическая
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой
ВИДЫ ИСКУССТВА НЕИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ЖивописьСкульптура Фотография Театр ЦиркПениеХореография Музыка
Классификация видов искусства Пространственные и временные Пространственные (те, что мы видим, не меняются во времени и не находятся в движении) – живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство; Временные (те, которые слышим, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждаются) – литература, музыка, театр; Речевые и изобразительные (с точки зрения участия языка или речи как средства художественного самовыражения; Зрительные и слуховые (какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления); Синтетические (объединяют в себе достижения других видов) – фотография, кино, мультипликация, театр
НАПРАВЛЕНИЯ (СТИЛИ) ИСКУССТВА Романский X-XIII в. Готический XIII-XVI в. Барокко кон. XVI- сер. XVIII в. Рококо пер. пол. XVIII в. Классицизм XVII- нач. XIX в. Сентиментализм втор. пол. XVIII- нач. XIX в. Романтизм кон. XVIII- нач. XIX в. Ампир три пер. десятилетия XIX в. Реализм XIX-XX в. Импрессионизм втор. пол. XIX в. Модерн г. (арт-нуво) Авангардизм (модернизм) XX в.
Эстетическая культура требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекрасного Эстетическая культура включает: Эстетическое восприятие Эстетический вкус Эстетический идеал Эстетические потребности и способности Эстетические ценности Эстетическое воспитание Деятельность по освоению эстетических потребностей и способностей