Обучение чтению Выполнила: Студентка 4 курса АОД Чуткова (Казакова ) Анастасия
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Задача учителя - научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку: Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых и речевых навыков и умений
Чтение как вид речевой деятельности Содержательный план (компоненты предметного содержания деятельности) Процессуальный план (Элементы процесса деятельности) Цель чтения – раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста) Чтение характеризуется гибкостью
Умения и навыки, обеспечивающие процесс чтения Связанные с «технической» стороной чтения Обеспечивающие смысловую переработку воспринятого (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы) (установление смысловых связей между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста и др.)
Процесс чтения Движения глаз читающего вдоль строки Остановка (пауза, фиксация) скачок остановка скачок 1.Восприятие слова (проговаривание во внутренней речи) 2.Узнавание слова (смысловая переработка) Условная единица восприятия при чтении – слово Единица смысловой переработки - синтагма
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе Задача школы – обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетентности Уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения как речевой деятельности
Ситуации чтения Ситуации, в которых читающему необходимо только получить содержащуюся в тексте информацию Ситуации, в которых одновременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам Задача школы – научить учащихся читать про себя Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Просмотровое чтение - составление представления о тематике книги Ознакомительное чтение- знакомство с конкретным содержанием книги, обращение внимания на основную информацию Изучающее чтение -критическое осмысление информации Роль и место чтения в обучении иностранным языкам
Чтение как средство обучения. Роль чтения как средства овладения учебным материалом Запоминание языковых единиц в процессе чтения Способ расширения словаря и др. Роль и место чтения в обучении иностранным языкам Чтение экстенсивноеинтенсивное Объект работы – содержание текста Объект работы – содержание текста и языковой материал
Чтение синтетическое беспереводное аналитическоепереводное Чтение без словаря со словарем С предварительно снятыми трудностями С неснятыми трудностями подготовленное неподготовленное
Чтение классное домашнее учебное по заданию учителя реальное, самостоятельное по инициативе учащегося фронтальное индивидуальное хоровое (вслух) индивидуальное (вслух)
Содержание обучения чтению 1) Идеологическая выдержанность содержания текстов и их идейно- воспитательная ценность 2) Познавательная ценность текстов и научность их содержания 3) Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся
Принципы обучения чтению 1) Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности 2) Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс 3) Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке 4) При обучению пониманию читаемого следует опираться на овладение учащимися структурой языка, его структурными и строевыми элементами 5) Обучение чтению должно включать не только рецептивную, но и репродуктивную деятельность учащихся 6) Функционирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления
Обучение компонентам чтения 1) Умения, связанные с пониманием языкового материала а) известного учащемуся б) неизвестного ему до момента чтения Точность образов изучаемых единиц Быстрое восприятие Точность понимания 2) Умения, связанные с пониманием содержания текста Умение выделять в тексте ключевые слова Обобщать факты Соотносить части текста Делать выводы Оценивать содержание Интерпретировать прочитанное
Обучение различным видам чтения Условия 1) Следует подбирать тексты, фактический материал которых мог бы найти применение в других видах учебной деятельности учащегося 2) Необходимо создавать ситуации выбора учащимися текстов для чтения 3) Перед учащимися следует ставить задачи, аналогичные тем, с которыми они сталкиваются при чтении на родном языке – получить определенную информацию, установить идею текста, оценить его факты и т.д.
Работа по чтению текста Требования 1) Адекватность задания виду чтению 2) Адекватность форм проверки развиваемому виду чтения 3) Соответствие текста виду чтения, над которым идет работа
Ознакомительное чтение На первых порах чтение происходит в классе как надо читать Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении В дальнейшем дома А на уроке проверка понимания основных фактов и смысла текста, пересказы Не реже раза в месяц чтение в классе контролирова ть способы чтения развивать беглость чтения Действия учителя при подготовке к ознакомительному чтению 1) Намечает объекты контроля, выделяет главные факты 2) Выбирает форму контроля и формулирует задание
Изучающее чтение Использование небольших текстов, обычно научно- популярного характера Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы Повторное внимательное чтение теста Контроль (Перевод на родной язык, задания)
Просмотровое чтение Проверка понимания осуществляется при выполнении следующих заданий: 1)Определите, о чем статья/текст в книге (на просмотр дается 3-4 мин.) 2)Найдите в тексте место/раздел, где говорится о…
Спасибо за внимание!
Т ЕСТ НА УСВОЕНИЕ ТЕМЫ 1.Условная единица восприятия при чтении - … a)Слог b)Слово c)Предложение 2. К какому чтению относится характеристика «Знакомство с конкретным содержанием книги, обращение внимания на основную информацию…» ? a)Просмотровое b)Изучающее c)Ознакомительное
3. При ознакомительном чтении рекомендуется: a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении c)Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении 4.При изучающем чтении рекомендуется: a) Использование небольших текстов, обычно научно-популярного характера b) Использование сравнительно длинных текстов, легких в языковом отношении c)Использование коротких текстов, трудных в языковом отношении
5. Умения выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное относятся к … a)Умениям, связанные с пониманием содержания текста b)Умениям, связанные с пониманием языкового материала c)Общеучебным умениям 6. «Беглый просмотр текста, чтение заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы» – это … чтение a)Ознакомительное b)Просмотровое c)Изучающее
7.Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда … a) Мы знакомимся с конкретным содержанием книги, обращение внимания на основную информацию b)Мы устанавливаем смысловые связи между языковыми единицами разных уровней и тем самым содержания текста c)Мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. 8.Умения и навыки, связанные с «технической» стороной чтения, это … a)выделять в тексте ключевые слова, обобщать факты, соотносить части текста, делать выводы, оценивать содержание, интерпретировать прочитанное b)восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями или перекодирование зрительных сигналов в смысловые единицы c)раскрытие смысловых связей – понимание речевого произведения, представленного в письменной форме
9.По характеру и степени помощи учащемуся выделяют типы чтения: a)Аналитическое/синтетическое b)Подготовленное/неподготовленное c)Фронтальное/индивидуальное 10.Чтение выступает как … a) средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков b) средство формирования произносительных и интонационных навыков c) средство формирования языковых навыков
Спасибо за работу!