Предмет: обществознание Класс: 10 Тип урока: повторительно- обобщающий Форма проведения урока: деловая игра
Цель урока : Проверить уровень знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения раздела «Социальная сфера общества».
Образовательные. Обеспечить усвоение учащимися базовых категорий социологии, обобщить, систематизировать знания, проверяемые в рамках ЕГЭ. Развивающие. При помощи различных познавательных заданий развить у учащихся навыки логического мышления, умение правильно отвечать на вопросы, делать выводы и обобщения. Воспитательные. Воспитывать у учащихся навыки общения друг с другом, чувства уважения к культуре и своим товарищам.
Социальные нормы Социальная структура Общество Стратификация Социальный статус Социальная роль Социальная мобильность Социальный контроль Девиантное поведение Делинквентное поведение Социализация
Логическая цепочка: «Социальная структура» Соц.группы Соц.общности Соц.слои Соц.институты
Социальные общности классовые демо- графические этнические профессио- нальные террито- риальные классы сословия страты мужчины женщины возрастные группы нации народности племена группы, связанные с рядом занятий жители городов, поселков, деревень
Социальная структура = страта + страта + страта страта + страта + страта
Приведите примеры различных видов мобильности. Виды мобильности Горизонтальная индивидуальная Вертикальная нисходящая Горизонтальная групповая Вертикальная восходящая
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. ? Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
собственность, размер дохода социальный престиж возможность влиять на власть Социальный статус личности образование профессия образ жизни
В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите ее на конкретных примерах
Определите, какие статусы предписанные, а какие достигаемые
позитивныенегативные формальные неформальные Ф- Н+ Ф+ Н- Социальный контроль
Проверь! 1 вариант: 2 вариант: 3 вариант:
Анализ социальной сказки Какие социальные явления описываются в сказке. Может ли человек изменить свое социальное положение и как? Что можно сказать о социальной структуре общества, описываемого в сказке Почему существует неравенство в обществе?
Социальная сфера Группа, слой, страта Роль мобильность Контроль Статус Стратифика- ция
Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» И.Шерр