Модели знаний на графах учитель информатики 1 категории МОУ «Центр образования 11» Лобанов А.А.
Определить сказку КРДБ ЯЗМ снесла бил, не разбилбила, не разбила уронила и разбила Курочка Ряба (КР) снесла яичко золотое (ЯЗ). Дед (Д) бил, не разбил. Баба (Б) била, не разбила, а мышка (М) уронила и разбила.
Семантические сети Семантическая сеть- модель знаний в форме графа. Семантическая сеть- модель знаний в форме графа. Пример 1. Описать в форме семантической сети информацию, заключённую в следующем тексте: «Петух Петя является птицей и он умеет кукарекать. Попугай Кеша живёт у моего одноклассника Васи. Попугай птица. Птица являются животными. Медведь – это животное, имеющее тёмный цвет». «Петух Петя является птицей и он умеет кукарекать. Попугай Кеша живёт у моего одноклассника Васи. Попугай птица. Птица являются животными. Медведь – это животное, имеющее тёмный цвет».
Пример 1 Во всех фразах есть объекты, понятия и связи между ними. В Вершинах будем изображать объекты и понятия, а дуги, соединяющие их будут обозначать отношения. Во всех фразах есть объекты, понятия и связи между ними. В Вершинах будем изображать объекты и понятия, а дуги, соединяющие их будут обозначать отношения. Изобразим первую фразу : Изобразим первую фразу : Петух Петя является птицей и он умеет кукарекать. Петух Птица Кукарекать Петя умеет является зовут Объект «петух» вступает в отношение с объектами и понятиями «Петя», «птица», «кукарекать»
Пример 1 Изобразим вторую фразу : Изобразим вторую фразу : Попугай Кеша живёт у моего одноклассника Васи Попугай Одноклассник Вася Кеша зовут живёт у зовут
Пример 1 Третья фраза позволяет объединить два графа, построенных по предыдущим фразам Третья фраза позволяет объединить два графа, построенных по предыдущим фразам ПопугайОдноклассник Вася Кеша зовут живёт у зовут Петух Птица Кукарекать Петя умеет является зовут Четвёртая и пятая фразы – расширяют семантическую сеть. Четвёртая и пятая фразы – расширяют семантическую сеть. Животное Медведь Тёмный Птица
Семантические сети Семантическая сеть наглядно отражает взаимосвязь свойств входящих в неё объектов. Семантическая сеть наглядно отражает взаимосвязь свойств входящих в неё объектов. По семантической связи ответь на вопросы: По семантической связи ответь на вопросы: 1) Какие общие свойства есть у Пушинки и Джонни? 2) Определите возраст Мурки Передвигаются на 4х ногах, вскармливают детей молоком, дышат воздухом, имеют позвоночник. Передвигаются на 4х ногах, вскармливают детей молоком, дышат воздухом, имеют позвоночник. 3 года
Пример 2 Построить семантическую сеть, отражающую следующую информацию: Построить семантическую сеть, отражающую следующую информацию: «У мельника было три сына. Мельник оставил наследство. Оно состояло из мельницы, осла и кота. Старший сын взял мельницу. Средний взял осла. Младший взял кота.» мельник наследство сына оставил мельница осёл кот состояло старший средний младший было три взял
Пример 3 Построить семантическую сеть, отражающую следующую информацию: Построить семантическую сеть, отражающую следующую информацию: Мария работает в дневную смену. Сергей работает в вечернюю смену. Борис работает в вечернюю смену Валентина работает в вечернюю смену. Два служащих знают друг друга, если они работают в одну смену. Определить: 1) Знает ли Сергей Бориса 2) Кого знает Валентина 3)Кого знает Мария?
Пример 3 Составим семантическую сеть Составим семантическую сеть Мария Борис Сергей Валентина дневная сменаВечерняя смена работает
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Представить в виде семантической сети систему высших органов власти российской Федерации. Представить в виде семантической сети систему высших органов власти российской Федерации. Изобразите в виде графа взаимосвязи между персонажами и различными предметами из сказки про Красную Шапочку. Изобразите в виде графа взаимосвязи между персонажами и различными предметами из сказки про Красную Шапочку.