Мониторинг как средство управления качеством образования
. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно- воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.. Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно- воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования управленческих действий по достижению планируемого результата.
Функции мониторинга в образовательном процессе школы
Способы и технологии осуществления мониторинга сводятся к следующим группам: Наблюдение за изменениями: эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к учащимся, профессиональной позиции; такое исследование субъективно, что сказывается на качестве мониторинга. Наблюдение за изменениями: эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к учащимся, профессиональной позиции; такое исследование субъективно, что сказывается на качестве мониторинга.
Метод тестовых ситуаций: для создания специальных условий, в которых каждый компонент учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо, педагогом осуществляются приемы прерывания учебных действий учащихся, задавание уточняющих вопросов, стимулирование познавательных действий, дозирование помощи и прочие. Метод тестовых ситуаций: для создания специальных условий, в которых каждый компонент учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо, педагогом осуществляются приемы прерывания учебных действий учащихся, задавание уточняющих вопросов, стимулирование познавательных действий, дозирование помощи и прочие.
Экспликация (развертывание содержания учебной деятельности) позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация (развертывание содержания учебной деятельности) позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процесс образования.
Определились следующие методы мониторинга: Опросные методы – позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросные методы – позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы.
Анализ результатов учебной деятельности; при этом по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, творческие работы обучаемых. Анализ результатов учебной деятельности; при этом по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, творческие работы обучаемых.
Тестирование: один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Ориентация тестирования на норму позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Тестирование: один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Ориентация тестирования на норму позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Выделяют три формы мониторинга: Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости. Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность. Экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность.
Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включающая диагностику степени развития качеств, необходимых будущему выпускнику Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника, помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, навыков и умений, включающая диагностику степени развития качеств, необходимых будущему выпускнику
Проблема оценки качества образования Соотношение поставленной цели и полученного результата может явиться критерием качества образования. Соотношение поставленной цели и полученного результата может явиться критерием качества образования.
Качество имеет две стороны: соответствие стандартам и соответствие запросам потребителей. Стандарт можно рассматривать как средство, определяющее направление и границы использования материала по дисциплинам и, одновременно, являться одной из целей, которая может быть ориентирована на результат образования. Качество имеет две стороны: соответствие стандартам и соответствие запросам потребителей. Стандарт можно рассматривать как средство, определяющее направление и границы использования материала по дисциплинам и, одновременно, являться одной из целей, которая может быть ориентирована на результат образования.
Главным моментом в мониторинге, понимаемом как планомерное динамическое отслеживание профессионального образовательного процесса является диагностика динамики развития учащихся и внесение корректив в процесс профессионального образования. То есть мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Главным моментом в мониторинге, понимаемом как планомерное динамическое отслеживание профессионального образовательного процесса является диагностика динамики развития учащихся и внесение корректив в процесс профессионального образования. То есть мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.
Способы измерения обученности учащихся школы Проблема измерения обученности наиболее актуализировалась в связи с введением государственных стандартов и примерного содержания образования. Традиционные понятия – знания, умения и навыки нуждаются в конкретизации. Б. Блум, В.А. Кальней и С.Е. Шишов выделяют шесть ступеней: Проблема измерения обученности наиболее актуализировалась в связи с введением государственных стандартов и примерного содержания образования. Традиционные понятия – знания, умения и навыки нуждаются в конкретизации. Б. Блум, В.А. Кальней и С.Е. Шишов выделяют шесть ступеней:
узнавание – запоминание и воспроизведение информации; узнавание – запоминание и воспроизведение информации; понимание – знание, которое позволяет пользоваться полученной информацией; понимание – знание, которое позволяет пользоваться полученной информацией; применение – умение применять информацию; применение – умение применять информацию; анализ – позволяет делить информацию на части и устанавливать взаимосвязь между ними; анализ – позволяет делить информацию на части и устанавливать взаимосвязь между ними; синтез – позволяет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец; синтез – позволяет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец; наивысшая ступень позволяет судить о ценности какой- либо идеи, метода, материала наивысшая ступень позволяет судить о ценности какой- либо идеи, метода, материала
Наряду с оцениванием текущих знаний, большое внимание уделяется разработке содержания и способов итогового контроля знаний. Согласно мировой классификации, выделяют, как правило, пять уровней: Наряду с оцениванием текущих знаний, большое внимание уделяется разработке содержания и способов итогового контроля знаний. Согласно мировой классификации, выделяют, как правило, пять уровней: начинающий; начинающий; элементарный; элементарный; ниже среднего; ниже среднего; средний; средний; высокий. высокий.
Модель мониторинга качества обучения учащихся Модель мониторинга качества обучения учащихся 1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по классам и отделению в целом. 1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся на отделении должна проводиться в течение учебного года по всем учебным дисциплинам, по классам и отделению в целом. 2. Обработка и анализ полученных результатов. 2. Обработка и анализ полученных результатов.
По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ. По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ.
Определяется тип изменений успешности учащихся: Определяется тип изменений успешности учащихся: Восходящий; Восходящий; Ровный; Ровный; Нисходящий; Нисходящий; Неопределенный. Неопределенный.
Фиксируется общий рейтинг ежемесячной аттестации по баллам учащихся и рейтинг по отдельным дисциплинам. Фиксируется общий рейтинг ежемесячной аттестации по баллам учащихся и рейтинг по отдельным дисциплинам. Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу. Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу.
Выясняются причины неуспеваемости учащихся при помощи анкетирования учащихся, неуспевающих по отдельным дисциплинам, и преподавателей, ведущих эти дисциплины. Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному учащемуся позволяют определить тип неуспевающих учащихся: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы. Выясняются причины неуспеваемости учащихся при помощи анкетирования учащихся, неуспевающих по отдельным дисциплинам, и преподавателей, ведущих эти дисциплины. Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному учащемуся позволяют определить тип неуспевающих учащихся: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной, даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы.
3. Коррекция. Меры по коррекции включают в себя: Меры по коррекции включают в себя: письма родителям с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга, тенденции успеваемости; письма родителям с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга, тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение проблем учащихся на классных часах;
обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; развитие профессиональных интересов;
разработка индивидуальных перспективных планов работы учащегося; разработка индивидуальных перспективных планов работы учащегося; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью более доступного изложения трудного материала; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью более доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся. прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.
Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя: Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя: Входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине; Входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине; Ежемесячная аттестация учащихся; Ежемесячная аттестация учащихся; Административные контрольные работы; Административные контрольные работы;
Рубежный контроль – итоги I и II полугодие; Рубежный контроль – итоги I и II полугодие; Годовые контрольные работы; Годовые контрольные работы; Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена; Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена; Контроль на выходе, носящий диагностируемый характер и составление прогноза на дальнейшее освоение учебного материала. Контроль на выходе, носящий диагностируемый характер и составление прогноза на дальнейшее освоение учебного материала.