«Использование инновационных технологии в условиях общеобразовательной школы» Зам. Директора по УВР Хохлина М.Д. «Использование инновационных технологии в условиях общеобразовательной школы» Зам. Директора по УВР Хохлина М.Д год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
К. Д. УШИНСКИЙ «Учитель живёт до тех пор, пока учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – фундамент инноваций Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Инновации Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно- воспитательного процесса.
Понятие «ИННОВАЦИЯ» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата; альтернативные технологии, связанные с изменением организационных форм учебного процесса.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Личностно-ориентированный подход; Проектная технология, научно-исследовательская деятельность; ИКТ- технологии; Технологии развивающего обучения: мониторинг
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии : имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно-ориентированного образования Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Тренинги Коучинг (индивидуальное обучение, тренировка) Сетевые технологии
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Развивающее обучение. Технология саморазвивающего обучения. Проектные методы обучения. Социальное проектирование. «Портфолио». Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. Исследовательские методы обучения. Технология развития критического мышления. Коллективная система обучения. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ) 1. Эвристическое обучение; 2. Мозговой штурм; 3. Проблемное обучение; 4. Дебаты; 5. Метод проектов; 6. Сократический диалог; 7. Дерево решений; 8. Ролевые игры; 9. Деловая игра; 10. Деловая корзина; 11. Форум; 12. Обсуждение вполголоса; 13. «Думай и слушай»; 14. Панельная дискуссия; 15. Программа саморазвития и т.д.
Традиционные технологии Инновационные технологии классно-урочная система обучения с преобладающим иллюстративно- объяснительным методом преподавания, фронтальная форма организации учебного пространства, контроль и опрос репродуктивного типа овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально- образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений
Традиционные технологииИнновационные технологии Формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. Характеристики образовательных моделей.
ОсобенностиТрадиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 1.ЦельФормирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2.Интегральная характеристика «Школа памяти»«Школа развития» 3.Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектныйСубъект - субъектный 4.Девиз педагога«Я над вами»«Я вместе с вами» 5.Характер и стиль взаимодействия Авторитарный, монологичность, закрытость Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность 6.Формы организацииФронтальные, индивидуальные Групповые, кооперативные, парные, коллективные
ОсобенностиТрадиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 7. Методы обученияИллюстративно- объяснительные информационные Познавательные. Проблемно-поисковые: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский 8. Ведущий принцип«продавливания»«выращивания» 9. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Формула обучения»Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
ОсобенностиТрадиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика 11. Способы усвоенияЗаучивание, деятельность по алгоритму. Монолог Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог 12. Функции учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. Позиция ученикаПассивность, отсутствие интереса отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
«Обмен идеями и человеческим общением в этом суть человеческого существования» Карим Рашид
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Желаю Вам успеха в применении инновационных технологий в работе!