Исследование по изучению готовности первоклассников к обучению в школе (предварительный анализ) уч.год ТОГИРРО
Участвовало 21 школа 59 классов, 1480 учащихся Цель: 1. выбрать показатели для надежного прогноза успешности обучения первоклассника 2. разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе
Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость Сформированность познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) умение выделять учебную задачу Показатели развития познавательной сферы ребенка
Интегральная характеристика готовности к обучению
Методика «Рисунок человека» используется для исследования общего уровня развития ребенка.
Методика «Рисунок человека»
УровниДевочкиМальчики Сниженный0,8%1,2% Возрастная норма51%71,8% Высокий48,3%26,6%
Методика «Рисунок человека»
Анализ индивидуальных результатов Выделяем «группу риска», т.е. тех детей, у которых могут возникнуть сложности на первых этапах обучения. Это дети с низкими результатами по одной или нескольким методикам.
Алгоритм анализа индивидуальных результатов Пример: Методика «Рисунок человека» Балл за тест Возрастная норма Средний по классу Вывод , , ,2
Алгоритм анализа индивидуальных результатов Пример: Методика «Рисунок человека» Балл за тест Возрастная норма Средний по классу Вывод ,2Хороший результат , ,2
Алгоритм анализа индивидуальных результатов Пример: Методика «Рисунок человека» Балл за тест Возрастная норма Средний по классу Вывод ,2Хороший результат ,2Обратить внимание ,2
Алгоритм анализа индивидуальных результатов Пример: Методика «Рисунок человека» Балл за тест Возрастная норма Средний по классу Вывод ,2Хороший результат ,2Обратить внимание ,2Нужна помощь, «группа риска»
Низкие результаты по методике «Рисунок человека» Возможные причины: общая инфантильность («детскость», незрелость) ребенка. Может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям.
Низкие результаты по методике «Рисунок человека» Рекомендации: общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры), привлечение родителей к этой работе.
Методика «Графический диктант» определяет: способность точно выполнять указания взрослого возможность самостоятельно выполнять задания по образцу способность к ориентации в пространстве развитие мелкой моторики
Методика «Графический диктант»
Сравнительный анализ результатов девочек и мальчиков показал: мальчиков со сниженными результатами больше в два раза девочек с высокими результатами больше на 10%
Методика «Графический диктант»
1 часть Диктант 2 часть Продолжение узора Каковы сравнительные результаты?
Методика «Графический диктант» 1 часть Диктант Результаты ВЫШЕ !!! 2 часть Продолжение узора Выводы: проблемы в соблюдении понимаемого правила
Низкие результаты по методике «Графический диктант» Возможные причины: -затруднения с ориентацией в пространстве -слабая ориентация в учебной ситуации, потребность в постоянном контроле -затруднения со счетом
Низкие результаты по методике «Графический диктант» Рекомендации: - обращать внимание на таких детей при выполнении фронтальных инструкций -развивающие занятия - чаще использовать инструкции не пошаговые, а содержащие 2 и более шагов и условий
Методика «Образец и правило» выявляет уровень организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов
Методика «Образец и правило»
Низкие результаты по методике «Образец и правило» Возможные причины: -«потеря» нескольких условий задания -недостаточная умение различать геометрические фигуры -несформированность самоконтроля
Низкие результаты по методике «Образец и правило» Рекомендации: -формировать умение следовать алгоритму выполнения задания, плану решения учебной задачи -учить самопроверке по плану; сравнивать свой результат с материальным образцом
Представление результатов тестирования в портфолио первоклассника Результаты диагностики на готовность первоклассника к обучению в школе Дата тестирования: ФИО: Вася … Возраст: 6 л 7 мес. ОУ: МОУ СОШ …, 1 А (продолжение далее)
Представление результатов тестирования в портфолио первоклассника Показатели Станд. баллы Уровень Общий уровень развития (м-ка «Рисунок человека») 2Ниже среднего Способность к ориентации в пространстве, способность точно следовать указаниям (м-ка «Графический диктант») 4Выше среднего Способность соблюдать систему правил (м-ка «Образец и правило») 5Высокий Общий уровень развития познавательной сферы 11Выше среднего
Перевод баллов Рисунок человека Графический диктант Образец и правило Суммарный по 3-м методикам Стандартный балл (уровень) высокий Выше среднего средний ниже среднего низкий особо низкий
Эмоциональное отношение к школе
Эмоциональное отношение к школе Методика «Домики» Рейтинг проблемности. 1. Читаем в школе6. Физкультура 2. Учимся писать7. Учимся считать 3. Наша школа8. Переменка 4. Игра на дворе9. Читаем дома 5. Дети-дошколята10. Дома (отсутствует)
Эмоциональное отношение к школе Методика «Домики» Анализируются прежде всего средние баллы по классу, по каждому вопросу. Определяются проблемные точки школьной среды (самые низкие показатели).
ОУ с исправленными «Домиками» Аромашевская СОШ 1В Казанская СОШ 1 А,В Нижнетавдинская СОШ 1 В Ситниковская СОШ Винзилинская СОШ 1Б Упоровская СОШ Ярковская СОШ 1А,Б СОШ 88 Тюмень 1Б СОШ 91 Тюмень 1Д СОШ 8 Ишим 1 А,Б,В,Г
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе: 1 группа – общее развитие ребенка (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, предпосылки овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков) 2 группа - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить отношения ребенка к себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми) Дополнительно адаптационные ресурсы: –здоровье первоклассника, –семья как ресурс успешности ребенка, –цена адаптации.
Получаемые профили Профиль готовности первоклассника к обучению в школе (родители, учителя, психологи) Профиль готовности класса (учителя, психологи, администрация)
Профиль учащегося
Профиль готовности первоклассника Познавательная сфера Семья как ресурс адаптации первоклассника 1 Тест Рисунок человека 13 Подготовка к школе в семье 2 Тест Графический диктант 14 Установки родителей по отношению к школьному обучению 3 Тест Образец и правило 4 Тест Первая буква 15 Условия ребенка для обучения 5 Общая успешность в 4-х тестах 16 Помощь ребенку в обучении 6 Навыки чтения, письма, счета 17 Цена адаптации ребенка к школе Индивидуально-личностные особенности ребенка 18 Индивидуальные особенности здоровья 19 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка 7 Мотивация 8 Усвоение норм поведения в школе 20 Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя 9 Успешность функционирования в роли ученика 21 Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя 10 Взаимодействие со сверстниками 22 Возрастное соответствие массы тела и роста 11 Эмоциональная стабильность (нетревожность) 23 Физкультурная группа 12 Эмоциональное благополучие 24 Группа здоровья
«Цена адаптации» - интегрированный показатель, показывающий степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу, фиксирующий особенности поведения, которых не было до поступления в школу и позволяющий предупредить перенапряжения и ухудшение здоровья ребенка
–учителями для определения общего уровня развития учащихся; для построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; –родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; –психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником; –администрацией школы, –представителями органов управления образованием разного уровня, специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования. Результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть использованы
Психологический центр ТОГИРРО Тел.факс Новоселова Елена Михайловна