Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.
Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления.
Ключевые понятия- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно- воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.
Виды педагогического мониторинга: - дидактический - воспитательный - социально-психологический -управленческий
Таким образом, педагогический мониторинг является формой организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА: Выявление уровня базовой подготовки учащихся. Анализ пробелов в подготовке учащихся. Выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания. Оценка степени готовности образовательных учреждений к аттестации.
ЗАДАЧА МОНИТОРИНГА: Выявление педагогической эффективности работы школы.
НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА : - диагностика уровня обученности; - диагностика здоровья детей; - анализ обеспечения образовательного процесса.
Ожидаемые результаты: Результаты позволяют создать информационную базу данных, о состоянии уровня обученности, причины неуспеваемости, выявить проблемы в преподавании, способы методической помощи школам.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА- в переводе с греческого «способность распознавать» - это процесс постановки «диагноза», т.е. установление уровня развития субъекта диагностики.
Суть диагностики: отслеживание качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики.
Цель диагностики: - оптимизировать процесс индивидуального обучения; - определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования; - свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.
Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения
функции: - аналитическую - собственно-диагностическую - оценочную - коррекционную - ориентационную - информационную
ПРИМЕР: Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития ( по П.И. Третьякову) Цель: определить перспективу в обучении школьников.
ПРИМЕР: Диагностика определения уровня обученности( по П.И. Третьякову) Цель: выявит владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности.
ПРИМЕР: Диагностика определения уровня усвоения системы знаний ( по Г.А. Русских) Цель: выявить уровень усвоения системы знаний по теме. Спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности обучающихся.
ПРИМЕР: Диагностика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи. ( по Г.А. Русских) Цель: определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации.
Коррекционная работа по результатам диагностик. Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг представляет собой систему игр и упражнений.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Суть диагностики: - отслеживание качественных изменений, происходящих в субъекте диагностики, - анализ собранной информации с целью определения удач или неудач в развитии. Суть мониторинга: - оценка поставленной цели образования и реализованной программы при сопоставлении образовательного стандарта и учебной программы в систематической и регулярной процедуре сбора данных.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Цель диагностики: - оптимизировать процесс индивидуального обучения, - определить результаты деятельности участника педагогического процесса и качество образования, - свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения. Цель мониторинга: - выявление уровня базовой подготовки учащихся, - анализ пробелов в подготовке учащихся, - выявление типичных затруднений в усвоении конкретного содержания.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Задача диагностики: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Задача мониторинга: выявление педагогической эффективности работы школы.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Ожидаемые результаты: - устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и класса в целом, - определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения. Ожидаемые результаты: - создание информационной базы данных о состоянии уровня обученности, - определить причины неуспеваемости, - выявить проблемы в преподавании, - определить способы методической помощи.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Направления диагностики: - аналитические, - оценочные (качественные и количественные), - коррекционные, - ориентационные (профилактика негативных последствий ), - информационные (постоянное информирование учащихся о позитивных результатах диагностики) Направления мониторинга : - учебные обеспечения образовательного процесса по всем предметам Федерального цикла, - управленческие (процесс непрерывного слежения за характером взаимодействия, - здоровье сберегающие.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Для достижения целей необходимо : - сконструировать комплекс диагностик с учетом принципов, - разработать план проведения диагностик, - разработать аналитические таблицы( в соответствии с ключами по видам диагностик), - спроектировать программу коррекции деятельности обучающихся ( по результатам диагностик разработать коррекционные программы). Для достижения целей необходимо: - определить состав инструментария для мониторинга, - разработать инструментарий для проверки, - разработать анкеты, - разработать план проведения мониторинга, - разработать технологию.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Показатели: - качественные, - количественные, - единичные, - интегральные. Показатели: - для отчетности, - для сравнения, - по объектам оценки, - по возможностям их использования, - разработка системы универсальных показателей, характеризующих состояние ситуации.