Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по четко определенным показателям с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемым результатом и предупреждения нежелательных отклонений. Задача мониторинга- при осуществлении систематического контроля за управляемым процессом обеспечить всех участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью, осведомляющей о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, позволяющей правильно оценить степень, направление и причины отклонения и обеспечивающую качество обучения не ниже заданного уровня.
Практическая реализация школьного мониторинга традиционная схема входной контроль текущий контроль итоговый контроль
Объект мониторинга: основные образовательные области (из учебного плана)
Общая структура мониторинга Служба мониторинга мониторинг учениккласс Стержневая тема предмета предметучитель администратор Выявление УспешностиНеуспешности Учитель Метод. объединение Методический совет Медико- психолого- логопедическая служба администрация Педсовет Выявление причин неуспешности Построение индивидуальной программы коррекции ситуации неуспешности участников процесса Повторный мониторинг
Схема проведения мониторинга успеваемости учеников Учитель Предмет Методическое объединение Методическое объединение Школа
Схема проведения мониторинга успешной работы учителей Ученик Класс Школа
Мониторинг осуществляется с 1-го по 11-й класс: по всем предметам; в течение всего учебного года; по мере прохождения учащимися основных блоков тем. (все работы в тестовом виде)
Система показателей мониторинга учебного процесса состоит из блоков: 1-й блок «Качество обучения и образования» 2-й блок «Состояние преподавания» 3-й блок Состояние здоровья учащихся»
1-й блок Качество обучения и образования группы: Общая и качественная успеваемость Уровень обученности учащихся по отдельным предметам Качество знаний учащихся
Общая и качественная успеваемость Цели и задачи: - отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса; - выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым; - принятие коррекционных решений. Общая и качественная успеваемость Цели и задачи: - отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса; - выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым; - принятие коррекционных решений.
Уровень обученности учащихся по отдельным предметам Цели и задачи: - обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам, по школе и в динамике за несколько лет; - повышение уровня обученности учащихся; - коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.
Обученность это уровень реально усвоенных умений и навыков, это характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего всего хода обучения. (Обученность – чему научили).
Уровни обученности Различение (ученик констатирует факт, но не может воспроизвести ответ, пытается угадать) – низкий. Различение (ученик констатирует факт, но не может воспроизвести ответ, пытается угадать) – низкий. Запоминание (учащийся может пересказать изученное, без понимания, может сделать пересказ, ответить на вопрос в последовательности учебника) – низкий. Запоминание (учащийся может пересказать изученное, без понимания, может сделать пересказ, ответить на вопрос в последовательности учебника) – низкий. Понимание (на основе анализа и синтеза учащиеся находят существенные признаки связи предметов, сходства и различия). Понимание (на основе анализа и синтеза учащиеся находят существенные признаки связи предметов, сходства и различия). Простейшие умения и навыки (учащиеся умеют применить на практике полученные теоретические знания). Простейшие умения и навыки (учащиеся умеют применить на практике полученные теоретические знания). Перенос (учащиеся умеют обобщать, применять знания в новой нестандартной ситуации, могут найти оригинальные подходы к решению проблемы). Перенос (учащиеся умеют обобщать, применять знания в новой нестандартной ситуации, могут найти оригинальные подходы к решению проблемы).
Степень обученности учащихся СОУ вычисляется по формуле СОУ = Ах + Ву + Сz / N СОУ = Ах + Ву + Сz / N А, В, С – коэффициенты, приведенные в таблице А, В, С – коэффициенты, приведенные в таблице N – количество учащихся N – количество учащихся х, у, z – количество «5», «4», «3». х, у, z – количество «5», «4», «3».
Уровни преподавания А В С 1 1 0,64 0,36 2 0,64 0,36 0,16 3 0,36 0,16 0,04
Обработка результатов Уровни определяются контрольной работой Уровни определяются контрольной работой Менее 45% - низкий уровень («2») Менее 45% - низкий уровень («2») 45% - 70% - базовый уровень («3») 45% - 70% - базовый уровень («3») 70% - 100% -высокий уровень («4»– «5») 70% - 100% -высокий уровень («4»– «5») 70% - считается качество хорошим 70% - считается качество хорошим Сравнение каждого ученика с самим собой. Сравнение каждого ученика с самим собой.
Уровень обученности учащихся Цели и задачи: обеспечить возможность последовательного контроля достижения учащимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам, по школе и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности учащихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, используемых учителем.
Состав группы, осуществляющий проведение мониторинга учителя – предметники, председатели школьных методических объединений. учителя – предметники, председатели школьных методических объединений.
Качество знаний учащихся Цели и задачи: - отслеживание уровня качественной успеваемости по предметам, результатов государственных экзаменов, успешности внеурочной деятельности учащихся; - коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний. Качество знаний учащихся Цели и задачи: - отслеживание уровня качественной успеваемости по предметам, результатов государственных экзаменов, успешности внеурочной деятельности учащихся; - коррекция методических приемов и форм организации деятельности учащихся, повышающих уровень качества знаний.
Состав группы, осуществляющей проведение Учителя – предметники; Учителя – предметники; Классные руководители; Классные руководители; Председатели школьных методических объединений; Председатели школьных методических объединений; Заместители директора по учебно- воспитательной работе (являются руководителями группы) Заместители директора по учебно- воспитательной работе (являются руководителями группы)
Отслеживание качественной успеваемости по предметам (урочный контроль) Проводится: - в текущем учебном году; - за несколько лет. Цель: анализ текущего учебного процесса и определения качественной успеваемости по предметам в динамике.
Мониторинг проводится по: ученику классам школе С учетом четвертной, полугодовой, итоговой аттестации и внутришкольной отчетности за несколько лет по этому направлению.
Классный руководитель Отвечает за сбор, обработку и представление информации по каждому ученику и по классу; Вносит результаты качественной успеваемости по предмету в течение 4-х лет (1- 4 классы) 6 лет (5 - 9 классы) 3-х лет (9-11 классы)
Руководитель группы получает информацию от классного руководителя; анализирует полученные данные по четвертям, полугодиям, году в сравнении с результатами прошлых лет обучения и представляет информацию в компактном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм).
Пример диаграммы оценки качества знаний по математике учащихся разных классов математического профиля по данным за учебный год по результатам мониторинга кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 71
Учителя - предметники отслеживают уровень качественной успеваемости по классам, в которых они ведут предмет; данные сдают председателю школьного методического объединения для оценки качественной успеваемости по учителю, а председатель методического объединения делает вывод об эффективности деятельности каждого учителя в текущем учебном году и в динамике за несколько лет. (Информация представляется в виде графиков).
Пример анализа мониторинговых работ по математике в году. Класс: 5 Количество учащихся: 10 человек Учитель: (Ф.И.О.) Цель: проверить уровень знаний учащихся за курс 4-го класса, отраженный в «Обязательном минимуме содержания начального образования по математике». Тематика заданий: 1. Разряды чисел, запись числа. 2. Сложение. 3. Деление. 4. Порядок действий. 5. Решение уравнений. 6. Решение сложных уравнений. 7. Периметр прямоугольника. 8. Задача на скорость. 9. Единицы измерения (время). 10. Действия с числами.
Ф.И Кол-во выполне нных заданий Доля от об щ ег о 1Иванов Петя % 2Петров Ваня % 3Сидоров Алеша % % % % % % Кол-во верно выполненных. заданий 100%90% 70%100% 50%70%40%30%
Результативность государственных экзаменов - показатель качества знаний учащихся мониторинг проводится: по учебному году; за несколько лет в динамике на основании экзаменационных протоколов и анализа результативности проведенных экзаменов, предоставленных экзаменационными комиссиями.
Мониторинг успешности внеурочной деятельности учащихся результаты участия в предметных олимпиадах; результаты участия в интеллектуальных марафонах; результаты участия в конкурсах; исследовательская деятельность; социальная успешность выпускников школы (поступление в колледжи, высшие учебные заведения). Диаграммы строятся по результатам текущего года, за несколько лет, отслеживается динамика успеха по отдельным областям, предметам, учителям, методическим объединениям и по школе.
Итог работы: анализ обработанной информации по урочной качественной успеваемости, по результатам экзаменов, по успешности внеурочной деятельности и социальной успешности выпускников; обсуждение на заседаниях методических объединений и методического совета, где делаются выводы об эффективности деятельности педагогического коллектива; принятие коррекционных решений, разработка рекомендаций и перспективного плана работы школы с учетом принятых решений на следующий учебный год.
Мониторинг качества образования – один из критериев, который помогает определить качество педагогического труда и является мощным орудием для планирования работы школы и каждого учителя по развитию творческих способностей учащихся.
2-й блок Состояние преподавания Цели и задачи: - всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя; - планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства. 2-й блок Состояние преподавания Цели и задачи: - всесторонняя диагностика и оценка деятельности учителя; - планирование оказания ему помощи по повышению профессионального мастерства.
3-й блок Состояние здоровья учащихся группы: Хронические заболевания учащихся Физическое воспитание Организация учебного процесса с целью сбережения здоровья Физическое развитие учащихся Состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся
Физическое воспитание Цели и задачи: - оценка физической подготовленности учащихся (быстрота, сила, выносливость, скоростная сила); - разработка системы мер по ее улучшению.
Физическое развитие учащихся Цели и задачи: - медицинское измерение физического развития (вес, рост); - анализ соответствия уровня развития возрасту ребенка; - разработка и принятие мер по устранению выявленных отклонений.
Хронические заболевания учащихся Цели и задачи: - выявление и фиксация хронических заболеваний учащихся; - определение типа нервной системы; - определение групп здоровья; - составление информационной базы хронических заболеваний учащихся; - разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся. Хронические заболевания учащихся Цели и задачи: - выявление и фиксация хронических заболеваний учащихся; - определение типа нервной системы; - определение групп здоровья; - составление информационной базы хронических заболеваний учащихся; - разработка и осуществление мер по поддержке здоровья учащихся.
Составление микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся Цели и задачи: - организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений; - разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе. Составление микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся Цели и задачи: - организация системы наблюдений за экологическим состоянием школьных помещений; - разработка мер по оздоровлению микроклимата в школе.
Организация учебного процесса с точки зрения сбережения здоровья Цели и задачи: - отследить и проанализировать организацию учебного процесса с точки зрения здоровьесбережения; - внести своевременные коррективы в деятельность педагогического коллектива.
Ожидаемые результаты: повышение информированности и мобильности администрации школы; повышение педагогического мастерства учительского коллектива школы; повышение качества обученности учащихся; наличие в школе единого банка мониторинговых работ по всем предметам на электронных носителях и единого банка результатов мониторинговых работ на электронных носителях; наличие в школе единой компьютерной сети для осуществления как мониторинговых исследований, так и взаимосвязи участников данного процесса; системное проведение мониторинговых исследований на основе технологических карт учителя и карт управления процессом повышения педагогического качества образования.