1
Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные Локальные - Для одного урока достаточно 1-2 целей. - Принято определять «обучающие, развивающие и воспитывающие» задачи урока. На практике они решаются в комплексе. Например, цель урока - показать, в чем заключается мастерство К.Г. Паустовского- пейзажиста - Цель определяет содержание урока: 1) обобщение читательских наблюдений учеников, 2) наблюдения над особенностями авторского стиля; над художественной деталью, изобразительно-выразительными средствами языка, используемыми писателем; 3) формирование ценностного отношения к писателю, виртуозно владеющему родным языком.
Отражает цель анализа произведения 3 Спорно: К.Г. Паустовский. Очерки из цикла «Мещёрская сторона». Можно: Обыкновенная земля в изображении К.Г. Паустовского. («Мещёрская сторона») Тема урока напрямую соотносится с его целью, можно сказать, что тема урока – это его цель, сформулированная в форме назывного предложения. Тема и цель урока литературного чтения определяются художественной задачей текста. Художественная задача – та мысль, цель, которые когда-то побудили писателя взяться за перо. Художественная задача всего творчества Паустовского – видеть и показывать необычное в необычном (Фраерман) Художественную задачу не надо путать с учебными целями (воспитывать, обучать и пр.)
4 Тема должна отражать тот угол зрения, под которым учитель планирует вести работу с текстом на уроке. Возможные варианты формулировки темы: «Мастерство Паустовского- пейзажиста», «Обыкновенная земля в изображении К.Г. Паустовского», «Бездна поэзии в прозе Паустовского» и др.
Формирование типа правильной читательской деятельности – одна из ведущих технологий Комфортно, когда процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения Присвоение системы приемов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в школе) Проверка умений чтения в той же системе, в которой учим Перенос умений (работа с текстом на разных занятиях) 33
3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 5 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат - включение механизма антиципации
ЭТАПЫ: III этап. После чтения. I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя) 2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Последователь ность работы Итоговые задания: - творческий пересказ, - рисование -- составление диафильиа… 1) учитываем сущность читательской деятельности и 2) помним, что главная задача урока литературного чтения – доступный возрасту анализ текста Паустовский. Мещёрская сторона. Лирическая проза с элементами описания., рассуждения Цель - показать мастерство Паустовского- пейзажиста Тема: Обыкновенная земля в изображении К.Г. Паустовского. Чтение: первичное – дома, выборочное – в классе Приемы анализа: - диалог с автором, выделение ключевых слов, наблюдение, беседа, стилистический эксперимент… 8
4 Путь анализа - «вслед за автором» Вид анализа: подробный (детальный), акцентное вычитывание (выборочный) Приемы анализа: комментированное чтение, диалог с автором, составление «партитуры текста», выделение ключевых слов
4 Эмоциональная сфера: выразительное чтение, чтение по ролям, мини-сочинение… Сфера творческого воображения: творческий пересказ, заочная экскурсия, иллюстрирование, драматизация, составление схем, письма… Реакция на содержание: составление плана, пересказ, работа с иллюстрациями, рассказ о герое… Реакция на форму: стилистический эксперимент…