МС(К)ОУ «Киселевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Суксунского района, Пермского края Меркурьева Ольга Владимировна учитель начальных классов 2011
Противоречия, существующие между низким уровнем развития познавательной деятельности детей с ОВЗ, и возможностями традиционных педагогических систем заставили меня обратиться к личностно-ориентированным технологиям.
Ведущая идея моего опыта – развитие познавательной деятельности учащихся с недостатком интеллектуального развития через использование личностно-ориентированных технологий.
Цель: использовать на уроках личностно- ориентированные технологии обучения. Задачи: 1) уточнить отличия традиционных педагогических систем от технологий личностно-ориентированного обучения; 2) овладеть разными вариантами целеполагания; 3) разработать показатели отслеживания уровня развития познавательной деятельности учащихся.
Варианты целеполагания: ассоциативные слова планирование своих дальнейших действий после выполнения конкретного задания или после его прочтения в учебнике; обучение формулированию вопросов, которые способствуют выявлению внутренних связей между явлениями и предметами; создание проблемной ситуации; создание специальных ситуаций, в которых дети учатся задавать вопросы по содержанию; вопросно-ответная форма; заполнение таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал); «корзина идей» (в корзину помещаются выдвинутые версии, идеи); методика незаконченного предложения (Я пришел на урок математики, чтобы…); составление кластера.
Ассоциативные слова
Родительское собрание
Тепло родного очага
Задачи родительского собрания: Куда «корнями» уходит ваша семья? Какими должны быть отношения родителей и детей, чтобы в доме царили уют и тепло? В чем заключается семейное счастье?
Планирование своих дальнейших действий после выполнения конкретного задания или после его прочтения в учебнике
Вопросы: 1. Кто это? 2. Как выглядит? Приметы. 3. Где искать? Место обитания.
Обучение формулированию вопросов, которые способствуют выявлению внутренних связей между явлениями и предметами
Прикоснись ко мне добротой.
1. Вежливый ли я? 2. Что такое доброта? 3. Где живет доброта? 4. Что такое хорошо и что такое плохо? 5. Какие добрые дела вы можете сделать для друзей и близких?
Создание проблемной ситуации
крот, сноп, карандаш, лес
лоб, обрыв, друг, ряд, нож, берег
Создание специальных ситуаций, в которых дети учатся задавать вопросы по содержанию
Вопросно-ответная форма
«Берегите эту Землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя».
Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
Таблица ЗХУ ЗНАЮХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
«Корзина идей» (в корзину помещаются выдвинутые версии, идеи)
«Белка песенки поет, Да... всё грызет. А... непростые, Все скорлупки золотые»
Методика незаконченного предложения
«Я знаю, что тема сегодняшнего урока математики звучит так…»
Задание 1. Определите лишнее понятие. 1-й множитель Произведение Слагаемое 2-й множитель
Задание 2. Продолжите ряд чисел и определите закономерность:
«Я знаю, что тема урока звучит так: «Умножение числа 2»
«Я пришел на урок математики, чтобы…»
Составление кластера
Показатели педагогической карты 1 класс 3 класс 1. Отношение к учебной деятельности В – 40 % С – 60 % В – 53 % С – 47 % 2. Обобщенная оценка итогов В – 45 % С – 55 % В – 55 % С – 45 % 3. Самостоятельность в труде В – 4 % С – 50 % У – 46 % В – 16 % С – 53 % У – 31 %