Технология оценивания учебных успехов Заместитель директора по УВР Сидорович Наталья Владимировна
ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ?
3 КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ? ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы… цели: развитие личности школьника, его творческих способностей;.. развитие личности школьника, его творческих способностей;.. освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельность;.. освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельность;.. Важнейший приоритет – формирование общеучебных умений и навыков ТРАДИЦИИ: Основа КИМов – тесты типа: Основа КИМов – тесты типа: «В каком году была Куликовская битва: А) Б) В) 1480». = контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний
4 КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ? ТРАДИЦИЯ: Пятибалльная система Деление учеников на отличников, двоечников… Проверка труда учителя по «накопляемости» отметок ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ: «Реально баллов у нас четыре (5, 4, 3, 2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)». «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки». «Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло два».
5 ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ? ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА по каждому предмету: Знать/понимать:… (краткий перечень) Уметь:… (много формулировок конкретных действий) Использовать в деятельности:… (много формулировок конкретных действий) ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ: В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», но задание могло быть и по пройденной. «За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?» «Что именно ему надо доработать?»
6 КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ? ТРАДИЦИИ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ГОССТАНДАРТ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧ.ШКОЛЫ: Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление
7 КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ? ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОССТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «К доске сейчас пойдет…» «Тому, кто с этим не справится, влепят «пару»! «Не ставьте мне, я исправлю!!!...»
8 ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами. 2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям. 3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. 4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. 5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
9 САМОЕ ГЛАВНОЕ О ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ «ШКОЛЫ 2100»
10 Зачем создана новая технология? Цели: «Главное не знания, а умение ими пользоваться» Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы) Минимакс Обучение деятельности и др. 1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы «Школы 2100»: 3) Создать личностно ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания 2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)
11 Как создавалась новая технология оценивания Из Заключения РАО от 16 ноября 2005 года : «разработана … новая технология оценки учебных успехов» – 2002 – 2004 гг. Модель оценивания Обобщение опыта, формулиро- вание правил – 2004 – 2007 гг. Эксперимент РАО Проверка правил, их уточнение, отработка алгоритмом использования – 2008 – … гг. Технологический пакет Создание набора средств, поддерживающих данную технологию
12 «А кто проверил технологию и разрешил ее использовать?» РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…» ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов)
13 ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблице требований по умениям КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГОВЫЕ? Среднеарифм. за учебный модуль 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ мини макс
14 МИНИМУМ технологии оценивания учебных успехов (правила 1 – 3)
15 Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний» Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца. Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат:
16 Самое главное правило – 2. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки Правило 2. САМООЦЕНКА «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания – ответ у доски, с места). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку». (После сдачи письменного задания учителю, который, соответственно, не может организовать диалог во время проверки)».
17 Правило 2. САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками … АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».
18 КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ «САМООЦЕНКА»
19 Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки 1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе). 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы. МИНИ МАКС
20 Формирование умения самооценки (начало) 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1 – 3 ученика) 2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам?). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Примечание. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
21 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Примечание. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение. 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Формирование умения самооценки (окончание)
22 Использование сформированного умения самооценки (начало) 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п. Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.
23 МАКСИМУМ технологии оценивания учебных успехов (правила 4 – 7)
24 Правило 4: ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ. Отметка выставляется в таблицу требований (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1–2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример: Умения из требований программы Ученики Объяснять значение круговорота веществ в природе Приводить примеры живых организмов разных «профессий» Окружающий мир, 3 класс. Тема _____________ Приводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы Катя П. Павел В. Антон Б
25 Использование ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: без изменения заполнения официального журнала 1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал 2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная)
26 Правило 5: Отказ от отметки и право пересдачи За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
27 Использование правила «ПЕРЕСДАЧА» 1 шаг. Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может сделать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков) 2 шаг. На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками 3 шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили 4 шаг. Ученики просматривают свои работы. Могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки) 5 шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны это пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдачи
28 Правило 6: Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие госстандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично» Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично» Максимальный уровень (необязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований, «превосходно»
29 Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «хорошо», но не «отлично». Программный уровень «отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ5- и 6-балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 / 1 ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2 ЧАСТИЧНО – 4+ / 3 ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4 ЧАСТИЧНО – 5+ / 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6
30 Предметные контрольные Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го класса): Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы) Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо», но не «отлично») Программный уровень (нестандартная задача – «отлично») Максимальный уровень (задача сверхуровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)
31 Итоговые оценки и отметки (за четверть и т.п.) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот период. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Правило 7. Итоговые оценка и отметка
32 Я СЧИТАЮ Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»