«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
средства достижения метапредметных и личностных результатов С помощью образовательных технологий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы
Но если Вы готовы решать всё самостоятельно, то сами можете выбрать свой маршрут. В учебниках для этого созданы специальные навигаторы. Плашки с обозначением этапов проблемно-диалогического урока Выделены задания, направленные на НОВЫЙ образовательный результат Развитие личности Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) Познавательные УУД Коммуникативные УУД предметные результаты
Пример нового оформления УЧЕБНИКА. Русский язык. 2 кл. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Задания на познавательные УУД Поиск решения
5 Проблемно-диалогическая технология обеспечивает развитие регулятивных умений. Окружающий мир. 3 класс Определяем проблему урока Вспоминаем то, что знаем Решаем проблему. Открываем новые знания Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания
Но если Вы готовы решать всё самостоятельно, то сами можете выбрать свой маршрут. В учебниках для этого созданы специальные навигаторы Элементы технологии продуктивного чтения во всех учебниках Элементы технологии оценивания учебных успехов Умения Уровни
Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1.Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
9 Немного теории: из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы
10 Немного теории: проблемная ситуация Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации ЗакономерностьПравило, алгоритм Приемы 1-3 Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения теории и т.д.! Приемы 4-6 Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика Какой случай подходит нам?
11 конструирование проблемной ситуации Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать тексты и вопросы для создания проблемной ситуации и самому четко выделить в них стороны противоречия (например, два факта, мнения, которые противоречат друг другу) а) Использовать готовую проблему из учебника б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором дети будут читать текст и отвечать на вопросы к нему 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы
12 конструирование проблемной ситуации Что происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены? Логично ли она рассуждает? (вспомните свой бытовой опыт) А Миша прав? Какой у вас возникает вопрос? Что мы узнаем на уроке? Что вас удивляет? Совпадает ли мнение Лены и Миши? Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши? Как вы думаете, что ответил Миша? (версии)
Что у нас будет написано на доске? 13 Вопрос, сформулированный школьниками Ответ, полученный на уроке Почему люди на другой стороне Земли не падают? Почему предметы не улетают от Земли? ИЛИ Земля притягивает к себе предметы.
14 продумывание этапа актуализации Как спланировать этап актуализации? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные? 1.Регулятивные – умение решать проблемы: цель – решение 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 4.Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора