УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Николай Дмитриевич Никандров Президент Российской академии образования +7 495 2460601 President_RAO@mail.ru Vadimil@mail333.comadimil@mail333.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ Николай Дмитриевич Никандров Президент Российской академии образования
Advertisements

Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
О ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТАХ ВЫПУСКНИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIV областная научно-практическая конференция студентов Екатеринбург
Наша новая школа Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в МОУСОШ им. А.Т. Кучмезова с.п.Герпегеж Директор.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
АКТУАЛЬНОСТЬ В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества,
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Что мы знаем о российском учителе?. Основная «движущая сила» всех преобразований в общем образовании – школьный учитель.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Муниципальное общеобразовательное учреждение «Моряковская средняя общеобразовательная.
Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно- математического профильного обучения.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
О ходе реализации Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года в городе Чебоксары Августовская конференция работников образования.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Одаренность: обыденные и экспертные оценки Одаренность: обыденные и экспертные оценки.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского.
Транксрипт:

УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Николай Дмитриевич Никандров Президент Российской академии образования

БУДЕМ ПОМНИТЬ НАШИХ УЧИТЕЛЕЙ

3 СИНХРОННОСТЬ, СОГЛАСОВАННОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ СССР – единый идеологический центрСССР – единый идеологический центр США – «согласованная» интерпретация в учебниках истории и обществознания = самоцензураСША – «согласованная» интерпретация в учебниках истории и обществознания = самоцензура Reichsministerium fuer Volksaufklaerung und Propaganda + Reichsministerium fuer Wissenschaft, Erziehung und VolksbildungReichsministerium fuer Volksaufklaerung und Propaganda + Reichsministerium fuer Wissenschaft, Erziehung und Volksbildung Современная Россия – различные, иногда полярные интерпретации событий отечественной историиСовременная Россия – различные, иногда полярные интерпретации событий отечественной истории

Президент России В.В.ПУТИН: ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТЬ

ПРЕЗИДЕНТ Д.А.МЕДВЕДЕВ НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было». (22 апреля 2010 г.)

ГРАЖДАНИН РОССИИ ( РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ) НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ПАТРИОТ РОССИИ ЛИЧНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР, РАВЕНСТВО В ПРАВАХ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ ПО ТРУДУ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЯ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7 СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ, (МАССОВАЯ) КУЛЬТУРА, РЕЛИГИИОБРАЗОВАНИЕ, (МАССОВАЯ) КУЛЬТУРА, РЕЛИГИИ ТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯ УЛИЦА И УЛИЧНАЯ РЕКЛАМАУЛИЦА И УЛИЧНАЯ РЕКЛАМА ДОМОВАЯ РЕКЛАМА (ПОЧТА)ДОМОВАЯ РЕКЛАМА (ПОЧТА) РОССИЙСКИЕ РАДИОСТАНЦИИРОССИЙСКИЕ РАДИОСТАНЦИИ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАДИОСТАНЦИИЗАРУБЕЖНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯРАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КНИЖНЫЙ РЫНОК (ОСОБЕННО КНИЖНЫЕ РАЗВАЛЫ)КНИЖНЫЙ РЫНОК (ОСОБЕННО КНИЖНЫЕ РАЗВАЛЫ)

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫХ СМИ КАК КАНАЛА КУЛЬТУРЫ - Негатив в мире преобладает над позитивом. - Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического) - Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» - пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ МИРОВЫХ СМИ КАК КАНАЛА КУЛЬТУРЫ - Негативный образ России, ее власти, силовых структур, всего образа жизни – особенно в периоды, когда Россия достигает каких-то успехов и проявляет самостоятельность

10 СОЦИАЛИЗАЦИЯ СИЛЬНЕЕ ВОСПИТАНИЯ

К.А. СОБЧАК О СЕБЕ И О ЛЮДЯХ «НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ, НО Я ИМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСУЮСЬ»… ДЕВИЗ К.СОБЧАК: «ВЫ ТОЛЬКО ДАЙТЕ МНЕ ПОДЕРЖАТЬСЯ ЗА РУЧКУ ДВЕРИ, А УЖ ДВЕРЬ Я САМА ВЫЛОМАЮ»

ЖОРЕС ИВАНОВИЧ АЛФЕРОВ, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ «НАШЕ – ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МОЕ»

Учитель глазами общества (из отчета Фонда общественного мнения о результатах опроса населения от 4-5 октября 2008 г., в 44 субъекта РФ и 100 нас. пунктов, 1500 респондентов) 50% россиян считает, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65% наших сограждан, 46% респондентов высказали предположение, что педагогам их профессия нравится. подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что педагоги, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни Учреждение РАО ИПО13

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ средний возраст учителей общеобразовательных школ 47 лет; средний возраст преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения 50 лет; преподаватели в возрасте от 50 до 69 лет составляют 56% от количества всех преподавателей в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.

ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ женщин – учителей 94%, мужчин – 6% общее количество женщин – преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных учебных заведениях (училищах, лицеях и колледжах) 75%, мужчин – 25% больший процент среди женщин – учителей общеобразовательных школ составляют 40-летние, среди мужчин – 49 -летние; больший процент среди женщин – преподавателей профессиональных учебных заведений и мастеров производственного обучения составляют 47-летние, среди мужчин – 53-х летние.

ГЕНДЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗА РУБЕЖОМ Процент женщин-педагогов в старшей школе в Англии 53%, во Франции – 57%, в Германии – 46%, в России – 80-90%, в начальной школе – практически 100%.

По мнению педагогов : обществу и государству их профессия и труд последние десятилетия реформ были мало интересны (на это указывают соответственно 39,0 % и 43,0 % респондентов). неудовлетворенность оплатой труда, финансированием школы и уровнем социального обеспечения. По данным социологического исследования, при средней заработной плате в 13 – 15 тыс. рублей, около 50 % опрошенных нами педагогов отметили, что приемлемая для них заработная плата должна составлять от 30 до 40 тыс. рублей. Социол. исследование педагогов Санкт-Петербурга, ИПО РАО, 2009 (В.И. Клюшкин, А.В. Мартюшевский, А.С. Мищенко, Л.Г. Набиуллин, А.И. Скиба) Учреждение РАО ИПО17

ПЕДАГОГИ: указывали на стрессовые состояния, на ощущение бесперспективности своей профессиональной деятельности, отмечали свою неуверенность в завтрашнем дне (соответственно 27,5%, 60,1%, 82,7% респондентов). Настрой на профессиональную деятельность в образовании: стремление получать высокую заработную плату – 92,0 % опрошенных педагогов; интересы семьи и собственного ребенка – 48,0 %; желание увеличить свое свободное время – 43,0 % респондентов. Эти данные говорят о решающей роли уровня материального благосостояния Учреждение РАО ИПО18 Социол. исследование педагогов Санкт-Петербурга, ИПО РАО, 2009 (В.И. Клюшкин, А.В. Мартюшевский, А.С. Мищенко, Л.Г. Набиуллин, А.И. Скиба)

Какими критериями будете руководствоваться при выборе места работы? (студенты педвузов) Размер зарплаты 72,9 Интерес к выполняемой работе 69,3 Возможность карьерного роста 31,2 Возможность творческой деятельности 28,5 Хороший коллектив 23,6 Престижность 13, Учреждение РАО ИПО19 Собкин В.С., Ткаченко О.В. М.,2007 Центр социологии образования РАО

Основные тенденции и социокультурные факторы, влияющие на деятельность учителя информатизация жизни общества (самостоятельная при работе с разнообразной информацией); становление открытого гражданского общества, что повышает меру ответственности человека; становление нового культурного типа личности (активность, самостоятельность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора); профессионализация в течение всей жизни (непрерывное образование)

Соматическое здоровье и роль педагога Здоровый образ жизни у педагогов не характерное явление, Педагоги редко соблюдают режим труда и отдыха, мало спят, много времени тратят на подготовку к урокам, проверку тетрадей, что приводит к снижению социальной активности в видах деятельности, не имеющих отношения к профессии. Педагог плохо ориентируется в тех социальных процессах, которые окружают современного ученика, что создает затруднения и снижает роль педагога в становлении социальной зрелости выпускников. (по исследованиям Н.М.Полетаевой)

Соматическое здоровье (самооценка) при оценке самочувствия у 57,6%, при оценке активности – у 66,4%, плохое настроение – у 68,2% педагогов. Таким образом, профессия педагога предполагает широкий спектр профессиональных рисков, которые не видны на первый взгляд, но приводят к профессиональным деформациям.

ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ЭТО: любовь к своей профессии; уважение к личности учащихся; доброта в отношении к своим воспитанникам; наличие чувства юмора; профессионализм; честность и открытость; коммуникабельность; строгость и требовательность; оригинальность личности

Проблемы школы, волнующие учителей («глас народа» - по результатам круглого стола) Учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом. Психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны. Если в работе с детьми их еще как-то хватает, то работать с родителями большинство учителей не умеет. Молодой учитель оказывается чаще всего брошен на произвол судьбы. У большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с ним, даже на посещение уроков и их анализ. Сегодня большинство учителей не знает и не читает профессиональные журналы и газеты. У нас нет возможности следить за литературой, даже профессиональной, ходить в театры и музеи за исключением походов вместе с детьми. Это обусловлено уровнем зарплаты и нагрузкой.

Проблемы школы, волнующие учителей: до того, как создал собственную семью, работал лучше, больше времени и сил уделял детям. учителя находятся в состоянии постоянного страха, потому что опасаются, что органы управления образованием не встанут на их защиту. надо не только защищать права детей, но и говорить об их обязанностях. Не только говорить об обязанностях учителей, но и защищать их права. если бы была нагрузка часов на нормальную зарплату, о профессиональном выгорании мы бы не говорили. Такое впечатление, что учебная программа никого не интересует. Огромное количество уроков пропадает из-за различных мероприятий. А потом учитель вынужден задавать большие домашние задания.

Как повысить статус педагогического работника Экономическая поддержка педагогической деятельности (повышение зарплаты, оборудование рабочих мест, стимулирование творческой деятельности, обеспечение отдыха, социальные льготы). Госзаказ минкультуры на создание произведений киноискусства и литературы, отражающих позитивный образ педагога (не «Школа» В.Гай Германики) Обсуждение насущных проблем образования руководителями государства, реальное признание ценности образования в знаниевом обществе Нормирование труда, адекватная оплата за все виды профессиональной деятельности. Выведение деятельности педагога из сферы услуг в сферу формирования «человеческого капитала», в том числе в духовно-нравственном отношении.

С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА -Проект «Наша новая школа» - все позиции -Стандарты (начальная школа) - самостоятельность, нет детального содержания, разные подходы и методики - структура, условия реализации, результаты реализации программ - все виды деятельности учителя

С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА - ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ -ЭЛЕМЕНТЫ ВЫБОРА УЖЕ С НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ, ПАРТНЕРА) -УЧЕБНИКИ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ УМЕЛОСТЬ, СКВОЗНЫЕ «ЛИНЕЙКИ» -

С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА -ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ -КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА -ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ПОРТФОЛИО -ЕГЭ И «МАЛОЕ ЕГЭ» -ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ -ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ

С ЧЕМ ИДЕМ К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НОВАЯ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА И ПУБЛИЧНЫЕ ДОКЛАДЫ АССОЦИАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ- ПРЕДМЕТНИКОВ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАЗ В ПЯТЬ ЛЕТ

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ ( ) "Народ Российский от времен глубокою древностию сокровенных до нынешнего веку толь многия видел в счастии своем перемены, что ежели кто междуусобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и силы достигнул. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежняго, каждому упадку вышшее восстановление... Противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины» (Древняя Российская история. – М., 1766)