МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкальный руководитель МБДОУ 74 «Филиппок» Ковшова А.А. СЕМИНИР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МУЗЫКОТЕРАПИЯ СЕМИНИР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных.
Advertisements

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкальный руководитель Первой квалификационной категории МКДОУ Здвинского детского сада «Светлячок » комбинированного вида Ведерникова.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкальный руководитель МБДОУ 20 «Дюймовочка» Тимофеева О.Г.
Музыкально- оздоровительная работа в детском саду.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Подготовила: Наталья Владимировна Пугачёва, музыкальный руководитель МБДОУ 4 «Лебёдушка» Современные.
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир Музыкальный руководитель: Тимошенко Людмила Александровна.
Коррекционна я работа.. Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического.
психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников» Марквальд М.Х. музыкальный руководитель МАДОУ комбинированного.
Музыка не только фактор, облагораживающий, воспитательный. Музыка- целитель здоровья. В.М. Бехтерев.
CОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Подготовила: Зам. зав.по УВР Агеева А.А.
Влияние музыкальных инструментов на внутренние органы человека Выполнил: ученик 4 « А » класса Ягодкин Богдан МОУ РСОШ 2 имени А.И. Цыбулёва.
- одна из форм здоровье сберегающей технологии, технология стимулирования и сохранения здоровья.
«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Подготовила: преподаватель МБОУДОД «Урмарская ДШИ» Михайлова Маргарита Павловна.
Школа паллиативной помощи Грибовская Т.А. педагог Могилев, 2017 Виды арт-терапевтической работы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 120 «Сказочный» г.о.Тольятти « Использование арт-терапии в работе.
Проект:Современные здорово- сберегающие технологии. Составила Физ.Воспитатель:Кулакова Ольга Леонидовна.
Фитбол - гимнастика для дошкольников Инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад 27 Копытова Ольга Александровна.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.
L/O/G/O Консультация для родителей «МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ» Музыкальный руководитель МДОУ13 Колотова Юлия Валерьевна.
Транксрипт:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкальный руководитель МБДОУ 74 «Филиппок» Ковшова А.А. СЕМИНИР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: 1)психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма); 2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения АвторВремя Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский 2-3 мин. 3-4 мин. При угнетённом, меланхолическом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт 4 мин. 4-5 мин. При выраженной раздражительности, гневности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский 2-4 мин. 3-4 мин. При снижении сосредоточенности, внимания «Времена года», «Лунный свет», «Грёзы» П. Чайковский, К. Дебюсси, Р. Дебюсси 2-3 мин. 3 мин. Расслабляющее воздействие«Баркарола», «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», «Сентиментальный вальс» романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия», «Прелюдия 1», «Прелюдия 3», Хор, П. Чайковский, Бизе, Лекана, Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Лей, Д. Леннон, Форе, И. С. Бах, 2-3 мин. 3 мин. 3-4 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 4 мин. 3-4 мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. Тонизирующее действие«Чардаш», «Кумпарсита», «Аделита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Пурсело, Леграна 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

АРТТЕРАПИЯ Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.

СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

ИГРОТЕРАПИЯ Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы

ВОКАЛОТЕРАПИЯ Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…» и.т.п.

МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА 1.Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения: «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка») Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

2. Музыкальнотерапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза) состоит из 3-х фаз: Установление контакта (формирование определенной атмосферы, налаживание контакта между взрослым и детьми, подготовка к дальнейшему прослушиванию. Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку). Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма). Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

3. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно- психического здоровья детей. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

4. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии: «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания; подобраны специальные музыкальные произведения; задействованы все органы чувств у детей; установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ: 1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.