«Развитие способностей учащихся»
Проблему развития способностей исследовали: психологи - Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, Н.С. Лейтес, педагоги - И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.
1. Педагогические подходы к развитию способностей учащихся.
Условия, стимулирующие саморазвитие: создание благоприятного психологического климата на уроках; формирование у ребенка "вкуса успеха", уверенности в своих силах; соблюдение принципа "права на ошибку"; учет результатов индивидуальной деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений); учет динамики успехов каждого учащегося, т.е. сравнение сегодняшних успехов ученика с его предыдущими успехами, а не сравнение учащихся друг с другом; оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Элементы педагогических технологий, направленных на развитие способностей школьников: - способности развиваются только в деятельности, связанной с положительными эмоциями; - высокий уровень мотивации к умственной деятельности, познанию; - обогащенная программа обучения; - актуализация цели урока для учащихся; - на основании поставленной цели, совместное с уч- ся конструирование алгоритма дальнейшей познавательной деятельности; - неотъемлемый элемент урока – рефлексия.
Внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития способностей: наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды в целях поддержания интереса, творческой атмосферы, обеспечения оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка; мотивационное управление со стороны учителя; раскрытие возрастных и индивидуально- личностных особенностей уч-ся, их учет в образовательном процессе через дифференциацию и индивидуализацию обучения; наличие образцов творческого поведения;
Внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития способностей (продолжение): гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» в целях оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала, степени сформированности умений и навыков и соответствия их планируемым конечным результатам; высокая организация и взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса, его направленность на развитие способностей; комплексный подход к выявлению и развитию способностей учащихся.
Внутренние (субъективные) условия, необходимые для развития способностей: наличие личностных качеств (воля, стремление к самосовершенствованию, к самореализации, самостоятельность, поисковая активность и др.); мотивация на творчество, осознание цели деятельности, удовлетворение не столько достижением цели, сколько самим процессом; эмоционально-ценностное отношение к всякой деятельности; богатое воображение, высокий уровень эмоциональности.
2. «Психологический аспект развития способностей учащихся»
Способности – индивидуальные особенности личности, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков и успешность выполнения различных видов деятельности. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, с.)
Задатки – свойства и качества человека, на базе которых возникают и развиваются его способности. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, с.)
Типы способностей: общие; специальные. (Немов Р. С. Психология. М.: Владос, с.)
Общие способности проявляются во многих видах деятельности (уровень интеллектуального развития, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, работоспособность и др.). Специальные – способности к определенной деятельности (музыкальные, математические, лингвистические и др.).
Основными показателями интеллектуальных способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность мышления, любознательность, точность и смелость в действиях.
Беглость мысли – количество идей, возникших в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видение того, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Оригинальность мышления – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, умение нестандартно подойти к решению задачи. Любознательность – любопытство и открытость ко всему новому, способность удивляться. Точность – умение придавать законченный вид творческому продукту. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не испытывая страх перед собственными рассуждениями и выводами, аргументировать их, рискуя личным успехом.
Уровни (показатели, степени) развития способностей: одаренность; талантливость; гениальность.
Условия развития способностей: наличие соответствующих задатков; поддержка окружающих людей (родителей, сверстников); создание материальных и социальных условий; желание развивать способности, воля, целеустремленность, настойчивость; активное включение в те виды деятельности, где эти способности лучше всего развиваются; наличие высококвалифицированных педагогов; наличие соответствующих программ, средств и методов обучения;
Спасибо за внимание!