ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ Подготовил доц. Несторович Я.М.
Память (греч. mnema) - это способность к запоминанию (фиксации), сохранению, воспроизведению и забыванию информации. Теории памяти – химическая
Основные функции памяти: Запоминание информации (фиксация); Запоминание информации (фиксация); Сохранение информации (ретенция); Сохранение информации (ретенция); Воспроизведение (репродукция); Воспроизведение (репродукция); Забывание. Забывание.
Память человека удерживает 2 вида информации: Видовую – информацию, накопленную в течение многих тысячелетий, проявляется безусловными рефлексами. Передается по наследству. Видовую – информацию, накопленную в течение многих тысячелетий, проявляется безусловными рефлексами. Передается по наследству. Приобретенную в течение жизни каждым человеком и реализуется в условных рефлексах. Приобретенную в течение жизни каждым человеком и реализуется в условных рефлексах. Запоминание за степенью активности человека: Непроизвольное (пассивное); Непроизвольное (пассивное); Произвольное (активное). Произвольное (активное).
В зависимости от способа запоминания: Механическое («зазубрил»); Механическое («зазубрил»); Смысловое (логическое). Смысловое (логическое). По содержанию: Двигательная память; Двигательная память; Эмоциональная; Эмоциональная; Образная; Образная; Ассоциативная (словесно-логическая). Ассоциативная (словесно-логическая).
Качество запоминания обуславливается: видом запоминания; видом запоминания; интересом к изучаемому; интересом к изучаемому; волевым усилием; волевым усилием; установкой на время; установкой на время; ориентацией на прочность; ориентацией на прочность; использованием приемов мнемотехники. использованием приемов мнемотехники.
Сохранение (ретенция) информации: Кратковременная память – секунды – 1-2 суток Кратковременная память – секунды – 1-2 суток Длительная – месяцы-годы. Длительная – месяцы-годы. Оперативная: Оперативная: 17 х х 10 = 170 промежуточные 17 х 3 = 51 операции забываются = 221
Забывание информации: Эббингауз доказал: Через 0,5 часа после заучивания остается 60 % информации Через 0,5 часа после заучивания остается 60 % информации Через 1 день - 34 % (1/3) Через 1 день - 34 % (1/3) Через 3 дня – 25 % (1/4) Через 3 дня – 25 % (1/4) Через 30 дней - 21 % (1/5) Через 30 дней - 21 % (1/5) Через 1 час - 15 % (1/6) Через 1 час - 15 % (1/6) Вывод: Следует вовремя повторять изучаемый материал Вывод: Следует вовремя повторять изучаемый материал
Воспроизведение (репродукция): Узнавание (ребенок-мать) Узнавание (ребенок-мать) Припоминание Припоминание За степенью активности: - Непроизвольное (пассивное) - Непроизвольное (пассивное) - Произвольное (умышленное) - Произвольное (умышленное)
Как улучшить процесс запоминания? Вовлечь максимальное количество анализаторов; Вовлечь максимальное количество анализаторов; концентрация внимания; концентрация внимания; оптимальный темп восприятия и понимание материала; оптимальный темп восприятия и понимание материала; «не читай следующего, не усвоив предыдущего»; «не читай следующего, не усвоив предыдущего»; повторение; повторение;
распределение материала на части; распределение материала на части; комбинированное заучивание, сначала знакомство, осмысливание, заучивание; комбинированное заучивание, сначала знакомство, осмысливание, заучивание; использование наглядности и приемов мнемотехники (КОЖЗГСФ); использование наглядности и приемов мнемотехники (КОЖЗГСФ); пересказ своими словами. пересказ своими словами.
Производительность памяти: скорость – количество повторений, необходимых для запоминания; скорость – количество повторений, необходимых для запоминания; точность – количество ошибок, допущенных при воспроизведении информации; точность – количество ошибок, допущенных при воспроизведении информации; прочность – длительность сохранения информации или скорость забывания; прочность – длительность сохранения информации или скорость забывания; готовность – на сколько человек быстро и легко вспоминает нужную информацию. готовность – на сколько человек быстро и легко вспоминает нужную информацию.
Практические рекомендации: закон Эббингауза: если материал изучать частями, то суммарная потеря времени будет меньшей, чем при изучении всего материала.; закон Эббингауза: если материал изучать частями, то суммарная потеря времени будет меньшей, чем при изучении всего материала.; феномен Миллера: материал следует разделить не более, чем на 7 частей; феномен Миллера: материал следует разделить не более, чем на 7 частей;
помнить, что больной запоминает меньше информации, поэтому лучше написать ему самое необходимое; помнить, что больной запоминает меньше информации, поэтому лучше написать ему самое необходимое; фактор «края»: лучше запоминается первое, а наилучше последнее сообщение; фактор «края»: лучше запоминается первое, а наилучше последнее сообщение;
фактор сна: фактор сна: наиболее важный материал наилучше изучать или повторять перед сном; перед экзаменом следует хорошо выспатся; наиболее важный материал наилучше изучать или повторять перед сном; перед экзаменом следует хорошо выспатся; фактор записывания информации: фактор записывания информации: феномен Эббингауза: наиболее быстро забывается информация в первые часы (до суток). Через 1 год остается лишь 15 % информации; феномен Эббингауза: наиболее быстро забывается информация в первые часы (до суток). Через 1 год остается лишь 15 % информации; фактор мотивации (заинтересованности); фактор мотивации (заинтересованности);
принцип «насилия и естественности»; принцип «насилия и естественности»; феномен Фрейда: негативная информация истероидными личностями запоминается хуже и быстрее забывается; феномен Фрейда: негативная информация истероидными личностями запоминается хуже и быстрее забывается; феномен «абсолютной новизны»: больному следует объяснить новое и основное дать в виде записки. феномен «абсолютной новизны»: больному следует объяснить новое и основное дать в виде записки.