Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- воспитательной работе с детьми с ОНР».
Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
- К первому классу 25-35% детей имеют физические недостатки или наследственные заболевания; - Физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей; - До 60% детей страдают хроническими заболеваниями; - 79% детей имеют нервно-психические нарушения.
Поэтому самой актуальной на сегодняшний день является проблема: 1. Оздоровления детей, освоения и формирования положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни. 2. Повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путём внедрения в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий, направленных на то, чтобы ребёнок сознательно участвовал в процессе оздоровления организма, учился управлять своим здоровьем. Воспитание у ребёнка осмысленного ценностного отношения к своему физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма, повышения его сопротивляемости, избирательной по отношению ко внешним воздействиям. Формирование личности ребёнка, способной к динамическому изменению в условиях меняющегося социума с активной здоровьесберегающей позицией.
1)Развивать познавательные способности детей с ограниченными возможностями здоровья как основного фундамента личности, расширяя таким образом адаптивные возможности организма. 2) Развивать потенциал личности каждого ребёнка, способной к динамическому изменению в условиях меняющегося социума. 3) Укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье детей, формировать активную здоровьесберегающую позицию. 3) Обеспечивать социализацию каждого ребёнка в современное общество. 5) Формировать положительный опыт по управлению своим здоровьем во время его коррекции, при патологии.
Формирование здоровьесберегающей среды; Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно- образовательном процессе.
Снижение заболеваемости детей; Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья; Сформированность навыков здорового образа жизни; Сознательное участие детей в процессе оздоровления организма и коррекционно-развивающих мероприятиях.
Соблюдение двигательного режима Оздоровительные мероприятия по профилактике заболеваний Диагностика и коррекция психического развития детей Утренняя гимнастика Подвижные и малоподвижные игры Пальчиковая гимнастика Физкультурные минутки Самомассаж Кинезиологические упражнения Су-Джок терапия Физкультурные занятия в спортивном зале 2 раза в неделю, 1 занятие на прогулке Физкультурные досуги, праздники, развлечения Гимнастика после дневного сна Артикуляционн ая гимнастика Биоэнегропласт ика Музыкальные занятия Логоритмика Психогимнастика Режим проветривания Гимнастика для глаз Закаливание Релаксация Профилактика гриппа – лук,чеснок Дыхательная гимнастика Ранняя диагностика и коррекция Индивидуальные и подгрупповые занятия Совместная деят-ть педагогов и детей в режимные моменты Консультации логопеда,педаго гов и психолога для родителей Мониторинг Выработка новых направлений коррекционной работы
Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая позволяет получить заряд бодрости, даёт стимул к рабочей активности на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Перед каждым приёмом пищи дети моют руки прохладной водой, а после еды прополаскивают рот, что является щадящим методом закаливания.
Профилактика плоскостопия
Профилактика гриппа- аромамедальоны из киндер сюрпризов.
Релаксация
Двигательно-оздоровительные моменты, подвижные игры, динамические паузы и физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Биоэнергопластика – совместные движения руки и артикуляционного аппарата, благотворно влияют на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает мелкую моторику, помогает снять напряжение.
Су-джок-терапия – это занятия с тренажёрами, развивающие не только мелкую моторику, ловкость, координацию движений, но и благотворно влияют на речевую активность и положительно сказываются на коррекции речевых нарушений.
На занятиях и между занятиями организуются Самомассаж – динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем, активизирует кровообращение.
Кинезиологические упражнения –комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать память и концентрировать внимание.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая смена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных, спортивных игр и физических упражнений.
В результате целенаправленной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий : Снизилась заболеваемость детей; Появилась положительная динамика развития речи детей;
Методом оценки ключевых показаний является диагностика, которая проводится 2 раза в год: в начале и в конце года. В данном случае использовалась система мониторинга Верещагиной Натальи Валентиновны, которая соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России 655). Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а затем также оперативно и направленно осуществлять психолого-педагогическую поддержку каждого ребёнка. Оценка уровня развития проводится по 5-ти бальной системе. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребёнку. И выглядят они следующим образом: - высокий уровень – 3,8 и выше; - средний уровень – 2,3 и 3,7; - низкий уровень – менее 2,2, что свидетельствует о выраженном несоответствии развития личности ребёнка возрасту.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий позволило достичь максимально-возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно- воспитательной работе не требует дополнительных вложений бюджетных средств.