доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича
Учебные вопросы: 1. Проблема личности в психологии. 2. Психологическая структура личностной сферы человека.
Проблема личности в психологии
Сознание – высший уровень функционирования психической сферы человека, позволяющий отражать объективный мир в форме психических образов, регулирующих его деятельность. Функции сознания: - планирование действий; - контроль и управление поведением; - анализ и оценка происходящего
Структура: - совокупность знаний о мире; - внимание; - память; - эмоции, чувства, воля; - самосознание. Диапазон состояния: - ясное; - затемненное; - сумеречное; - отсутствие сознания (кома).
Индивид – человек, как особь, принадлежащая к человеческому роду. Личность – конкретный человек, представитель определенной общности, осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой деятельностью и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.
Индивидуальность – уникальное сочетание психических и психологических особенностей человека. Субъект – человек, как продукт исторического развития, реализующий свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром.
Изучить самостоятельно
КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 1. Мировоззренческий компонент система обобщенных взглядов на окружающий мир и место в нем человека система обобщенных взглядов на окружающий мир и место в нем человека Факторы формирования: миропонимание миропонимание мировосприятие мировосприятие чувственные отношения чувственные отношения убеждения убеждения
КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 2. Социально-психологический личностные психологические явления, сформированные в результате взаимодействия человека с различными объектами окружающего его социума личностные психологические явления, сформированные в результате взаимодействия человека с различными объектами окружающего его социума Факторы формирования: межличностное взаимодействие межличностное взаимодействие исполнение социальных ролей исполнение социальных ролей социальные позиции социальные позиции социальные установки социальные установки
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ развитие и самореализация человека на протяжении его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества развитие и самореализация человека на протяжении его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры обществаМеханизмы: традиционный традиционный институциональный институциональный стилизованный стилизованный межличностный межличностный
КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 3. Личностно-психологический психические явления, формирующие личностную сферу человека в процессе его жизни (онтогенеза) психические явления, формирующие личностную сферу человека в процессе его жизни (онтогенеза)Структура: психические образования психические образования психические свойства психические свойства
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество деятельности человека лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество деятельности человека Логика образования: субъективное восприятие субъективное восприятие формирование знаний формирование знаний образование умений и навыков образование умений и навыков формирование привычек формирование привычек формирование убеждений формирование убеждений формирование сознательности формирование сознательности
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Знания - преимущественно логическая информация, зафиксированная в памяти человека 1. Знания - преимущественно логическая информация, зафиксированная в памяти человека Физиологическая основа – формирование связей между нейронами коры головного мозга Виды: знания-знакомства знания-знакомства знания-репродукции знания-репродукции знания-умения знания-умения знания-трансформации знания-трансформации
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Знания Основные характеристики: объем объем глубина глубина прочность прочность действенность действенность гибкость гибкость
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 2. Навыки - автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания; 2. Навыки - автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания; 3. Умения - комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. 3. Умения - комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. Физиологическая основа – установление временных связей между нейронами головного мозга, управляющими моторной деятельностью Логика формирования: начальные умения начальные умения простые навыки простые навыки сложные навыки сложные навыки сложные умения сложные умения
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 4. Привычки – сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности 4. Привычки – сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности 5. Убеждения – осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл 5. Убеждения – осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл 6. Сознательность – интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности человека и его убеждений в конкретном поступке, действии 6. Сознательность – интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности человека и его убеждений в конкретном поступке, действии
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1. Направленность - сложное психическое свойство представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности 1. Направленность - сложное психическое свойство представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности Внутренняя структура: потребность потребность мотив мотив цель цель
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 2. Темперамент - соотношение особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека 2. Темперамент - соотношение особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека Виды темперамента: сангвинический сангвинический холерический холерический флегматический флегматический меланхолический меланхолический
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 3. Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих его индивидуальное своеобразие 3. Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих его индивидуальное своеобразие Система акцентуированных черт характера: циклоидный циклоидный гипертимный гипертимный лабильный лабильный астенический астенический сенситивный сенситивный
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 4. Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности 4. Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности Уровни способностей: неспособность неспособность простая способность простая способность одаренность одаренность талант талант гениальность гениальность
ОСНОВНАЯ Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. Глава 2. –Н.Новгород: НГТУ, –С Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. Глава 2. –Н.Новгород: НГТУ, –С ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 6-9. – СПб.: Питер, –С Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 6-9. – СПб.: Питер, –С