Компьютер в жизни ребёнка. Польза или вред?
Компьютерные игры
Адвентурные игры «Приключенческие». Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами - возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется с ними работать.
Стратегии Основная цель - завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени.
Аркадные игры Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за "особые заслуги" такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
Ролевые игры Цель - отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип - использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
3D-Action Цель игрока - уничтожить как можно больше соперников. Такие игры сугубо развлекательны, они развивают моторные функции играющего. Но данный вид игр считается жестоким и его категорически запрещается использовать при работе с детьми.
Симуляторы, имитаторы (Авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
Логические - головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания. При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка общаться с друзьями, учиться, в "уходе" в виртуальный мир компьютера.
Положительное влиение Позволяют расслабиться. Позволяют освоить различные формы общения. Оказывают психотерапевтическое воздействие. Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Игры могут помочь ребенку в самореализации.
Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:
Как правильно подобрать игру? Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. По времени игра для младших школьников не должна превышать мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.
Зависимость от компьютерных технологий интерес - друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, "убить время", развлечься; втягивание - если нет возможности играть, становится скучно, грустно; полная зависимость.
Признаки компьютерной зависимости у ребенка: ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; проводит за компьютером большую часть свободного времени (6-10 ч в день); провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу - сидел за компьютером; приходит домой и сразу садится за компьютер;, стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
Признаки компьютерной зависимости у ребенка: у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных; во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны; забыл поесть, почистить зубы; пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Правила компьютерной игровой безопасности детей: Для детей 6-7 лет - 10 мин, 8-11 лет мин. «Закон расстояния": для игровых приставок не менее 2 м, для персональных компьютеров –30см. «Временной закон" - не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется вместо, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улице. В комнате, где стоит компьютер, должно быть достаточно много живых растений и свежего воздуха. Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.
Здоровый образ жизни
Интернет-зависимость Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь в офлайне, и неспособность выйти из Интернета, будучи в онлайне. Признаки интернет-зависимости: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн; увеличение времени, проводимого онлайн; увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Типы интернет- зависимости пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в интернете, постоянные новые знакомства; навязчивая потребность в Интернете - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки в интернете, участие в обсуждениях на форумах; информационная перегрузка - бесконечные путешествия по Интернету, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам; игровая зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры.