Цель: организация и проведение психологического мониторинга процесса формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках внедрения ФГОС Задачи: 1. Проведение теоретического исследования процесса формирования универсальных учебных действий опираясь на работы ведущих психологов. 2. Разработка эмпирической части исследования: определение методов и методик, экспериментальной базы и выборки, сроков и т.д. 3. Динамическое исследование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся. 4. Анализ результатов исследования, поэтапное представление итогов психодиагностики педагогам ОУ.
П ЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ : МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 1. Поиск психодиагностических методик, направленных на качественную и количественную оценку уровня развития компонентов УУД (стандартного рекомендуемого диагностического пакета ещё не было) 2. Отбор с позиции информативности, возрастной адекватности, трудоемкости, возможности использования данных в дальнейшей КРР. 3. Обсуждение и принятие решения о составе психодиагностического пакета творческой группой (заседание ГМО)
Т ЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УУД
Объект: универсальные учебные действия Предмет: процесс формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД учащихся в ходе внедрения ФГОС Теоретическая разработанность (Асмолов, Дружинин, Лусканова, Цукерман) и практическая значимость (систематизация диагностического направления работы с ориентацией на инновации) Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ 196» ЗАТО Северск Выборка: в исследовании приняли участие 55 обучающихся первых классов учебного года
П СИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Личностные УУД 1. «Анкета школьной мотивации» (модифицированный вариант Н.Г.Лускановой) - фронтально 2. Анкета «Оцени поступок» - фронтально (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой 2004). 3. Лесенка самооценки Дембо-Рубинштейна - фронтально Коммуникатив ные УУД 1. Методика «Рукавички» Цукерман- в парах 2.Социометрия (определение статуса в группе) фронтально 3. Метод наблюдений Регулятивные УУД 1.Выкладывани е узора из кубиков- индивидуальн о 2.Корректурная проба Бурдона- фронтально Познавательн ые УУД 1. Методика «Мэдис»- по группам 3. Методика «Четвертый лишний»- по группам
Задачи исследования: определение уровня школьной мотивации детей, выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм, определение уровня самооценки Диагностические методики: анкета школьной мотивации (модифицированный вариант Н.Г.Лускановой) анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) лесенка самооценки Дэмбо-Рубинштейна Диагностика личностного компонента УУД
Д ИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА УУД ( МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ) Рисунок 1. Процентное соотношение различных уровней школьной мотивации первоклассников МБОУ «СОШ 196»
Д ИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА УУД ( УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ) Рис. 2. Процентное соотношение различных уровней самооценки первоклассников МБОУ «СОШ 196»
Д ИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА УУД ( УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ ) Рисунок 3. Процентное соотношение уровней развития конвенциональных норм первоклассников Рисунок 4. Процентное соотношение уровней развития моральных норм первоклассников
Д ИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА УУД ( УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ) Рис. 5. Совокупный процентный показатель уровня развития мыслительных операций по методике «Четвертый лишний» у первоклассников.
Д ИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА УУД ( УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ) Рис 6. Совокупный процентный показатель уровня развития интеллектуальных способностей по методике Мэдиса у первоклассников.
Таблица 1. Процентное соотношение уровней развития регулятивного компонента УУД первоклассников Начало годаКонец года Высокий уровень34% 31% Средний уровень56% 59% Низкий уровень10% Д ИАГНОСТИКА РЕГУЛЯТИВНОГО КОМПОНЕНТА УУД
Д ИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УУД Начало года Конец года Высокий уровень 45,9% 58,4% Средний уровень 47,8% 46,5% Низкий уровень 6,3% 4,9% Таблица 2. Процентное соотношение уровней развития коммуникативного компонента УУД первоклассников
Д АЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА Внесение изменений (дополнений ) в пакет диагностических методик) Отслеживание динамики развития процесса формирования компонентов УУД обучающихся в рамках внедрения ФГОС Разработать систему более активного включения родителей в формирование и диагностику младших школьников Распространение опыта (публикации, отчетная документация, публичные доклады и т.д.) Решение организационных вопросов (разработка муниципального Положения о проведении стартовой диагностики УУД; передача)