Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова С.В ГБОУ СОШ 2043
ЯВЛЯЕТСЯ СТРУКТУРОЙ ДИАГНОСТИКО- КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НАПРАВЛЕНА НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО СВОЕВРЕМЕННЫМ ВЫЯВЛЕНИЕМ, ВОСПИТАНИЕМ, ОБУЧЕНИЕМ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ПРИВОДЯЩИМИ К ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ПРОБЛЕМАМ В ОБУЧЕНИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ). Психолого-медико-педагогический консилиум школы.
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк). самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. специального специального - психологического - психологического - социального - социального педагогического - логопедического педагогического - логопедического - дефектологического - дефектологического медицинского
Задачи Консилиума. 1. Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.1. Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями. 2. Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися ОВЗ в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы.2. Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися ОВЗ в системе коррекционно-развивающего обучения на базе массовой школы. 3. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций).3. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций). 4. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.4. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания. 5. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.5. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы. 6. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам.6. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам. 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом.7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом.
Заседания ПМПк Плановые Внеплановые Проводятся не реже 1 раз в месяц Периодичность проведения определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей с ОВЗ, консультативная помощь семье разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и программы коррекционно- развивающей работы выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка с ОВЗ выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития комплексное изучение личности ребенка с ОВЗ
Проблемы обучающихся с ОВЗ. - отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения; - отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения; - выявленная неготовность младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению; - низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка обучающихся с ОВЗ.
Решение задач ПМПк. Выявление уровня, особенностей развития резервных возможностейВыявление уровня, особенностей развития резервных возможностей ребенка.ребенка. Разработка индивидуального образовательного маршрута.Разработка индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки.Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки. Рациональное распределение ее во времени.Рациональное распределение ее во времени. Применение гибких вариативных форм построенияПрименение гибких вариативных форм построения образовательного процесса.образовательного процесса.
Заседание специалистов ПМПк.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ ?
Медицинский работник Медицинский работник Медицинский работник
Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог
Учитель- логопед Педагог- дефектолог
Председатель ПМПк, руководитель ОУ.
Классный руководитель предоставляет на консилиум: Классный руководитель предоставляет на консилиум: - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учащимися ОВЗ; - результаты своих собственных наблюдений и бесед с учащимися ОВЗ; - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом. - педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников в целом. - трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; - трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; - особенности индивидуальных черт его обучения; - особенности обучения; - самочувствие, настроение. - особенности индивидуальных черт его обучения; - особенности обучения; - самочувствие, настроение.
создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся; помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; помощь ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей. Тьютор.
Социальный педагог - берет на себя организационные обязанности, связанные с Консилиумом: - помощь классным руководителям в реализации решений Консилиума; - решение тех вопросов, которые касаются непосредственной работы с семьей.
Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая: Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума. Разработка стратегии помощи конкретному ученику.Разработка стратегии помощи конкретному ученику.
Перечень документации специалистов Консилиума: - План и график работы ПМПк - План и график работы ПМПк - Индивидуальная комплексная учебно-коррекционная программа на каждого ребенка с особенностями в развитии. - Журнал регистрации проведения диагностики, консультаций. - Журнал регистрации проведения диагностики, консультаций. - Индивидуальные планы работы с обучающимися, с семьей (социальный педагог); - Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком ОВЗ ( педагог- психолог, учитель-логопед). - Аналитический отчет о работе за год. - Диагностический паспорт класса. - Протоколы заседаний Консилиумов.
«Дневник индивидуального сопровождения» -сведения социального характера; -запись педагогических наблюдений; -сведения о работе с родителями; -характеристики.
Роль школьного ПМПк. Все члены школьного ПМПК работают в тесном контакте, как с учителями, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения. Роль школьного ПМК в осуществлении комплексного диагностико-консулътативного и коррекционно- педагогического сопровождения учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной школы велика. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития учащихся, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном классе он в состоянии успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!