Когда на небе загорается звезда, То на земле рождается ребёнок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, Холодный блеск которой разогреет Солнце. От вас зависит, чтобы новая звезда Не стала падающей или гаснущей. муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 306 комбинированного вида» «МЫ ВМЕСТЕ» программа работы с родителями
Актуальность Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Проблемы ребенка часто берут свое начало в семье и отражают семейную ситуацию в целом. Для того чтобы изменения произошли в поведении ребенка, необходимо, чтобы они произошли в семейной системе. Эффективность работы значительно возрастает при заинтересованности и активном участии в коррекционно- развивающем процессе родителей.
По данным психологического исследования (сентябрь 2010 года) Изоляция (ребенок не включает себя в состав семьи) - 58%. Излишняя эмоциональная дистанция - 45% Излишняя концентрация на ребенке - 65% Стиль взаимодействия родителей: Контроль - 66%. Эмоциональное непринятие - 83%. Симбиоз - 73%.
Цель: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Задачи программы: расширение возможностей понимания своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Этапы работы: Подготовительный создание инициативной группы педагогов; информирование педагогов и родителей о предстоящей работе; диагностика, направленная на: выявление детей «группы риска»; изучение характера детско-родительских отношений; стиля взаимодействия. консультации с родителями по итогам диагностики для создания мотивации к коррекционной работе.
В группах работают Стенды «Вам сообщение», «Секретики». Рубрика на информационном стенде «Вы спрашиваете, мы отвечаем». Почтовый ящик для предложений и пожеланий. Систематическое информирование родителей о развитии их детей через записки, новости, фотоматериалы, консультации, карты развития.
Семинары, консультации для педагогов. Практический: Этапы работы
Практический индивидуальные консультации с родителями; наблюдение за детьми; Этапы работы
Родительские встречи «Общаться с ребенком – как?» Повышение сензитивности к ребёнку. Реорганизация арсенала средств общения с ребёнком. Развитие гибкости в воспитании (умение выявить комплекс причин, а не ликвидация симптомов). Задачи:
Школа общения для родителей Основной принцип проведения родительских встреч – практический, осознание объективных причин через субъективное проживание.
Методы Беседы, когда родители имеют возможность поделиться своими воспоминаниями о детстве, помогают почувствовать мировосприятие ребёнка. Обмен опытом семейного воспитания. Анализ ситуаций. Игры из коммуникативного тренинга. Дискуссии. Ведение дневниковых записей, домашние задания. Ролевые игры. Работа в подгруппах. Мини-лекции.
Детско-родительский клуб «МЫ ВМЕСТЕ»
Коррекция детско-родительских отношений Способствует: Формированию навыков общения у детей со взрослыми. Объединению взрослых и детей в совместных играх. Развитию взаимной эмпатии у детей и взрослых.
Групповая работа предоставляет возможность родителям Увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребёнком.
Методы Арт-терапевтический
Ролевые игры Методы
Игры из коммуникативного тренинга Методы
Методы
Методы Семья глазами ребенка Комплименты друг другу
Групповые встречи совместно с педагогом Позволяют повысить положительную мотивацию родителей. Решить задачу скоординированной деятельности педагога и психолога. Создать доверительное общение с родителями.
Аналитический этап: Обобщение опыта работы. Повторная диагностика детей. Анкетирование родителей. Информирование родителей и педагогов о результатах коррекционно-развивающей работы.
«Наилучший способ помочь детям – это помочь родителям» Томас А. Харрис