Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно- экспериментальной деятельности Педагогический проект Автор: Сергеева Т.В. воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида 2 «Аленушка»
АКТУАЛЬНОСТЬ В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через экспериментальную деятельность.
ЦЕЛЬ Формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с живой и неживой природой через опытно- экспериментальную деятельность
Задачи Формирование понятий о живой и неживой природе. Развитие у детей интереса к опытно- экспериментальной деятельности. Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста. Совершенствование предметно- пространственной среды
Гипотеза Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.
Ожидаемые результаты Формирование у детей реальных представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы; основ экологической культуры. Пополнение и обновление методического и дидактического материала. Создание в группе уголка для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Основные этапы и сроки реализации проекта подготовительный сентябрь основной октябрь - апрель заключительный май- июнь
Подготовительный Изучение и подбор программно- методического материала по направлению работы Проведение диагностического обследования
Основной этап Работа с детьми Формирование представлений о живой и неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей среднего возраста Совершенствование предметно-пространственной среды
Методы и приемы: опытно-экспериментальная деятельность наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; беседы познавательного характера; дидактические и развивающие игры; прослушивание аудиозаписей; рассматривание картин;
Заключительный этап Проведение диагностического обследования. Анализ полученных результатов.
Обобщение опыта работы Показ открытого мероприятия Выступление на педагогическом совете МБДОУ
Литература Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006. Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание с. 18. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание с.40. Рыжова Н.А. О проекте Стратегии экологического образования в Российской Федерации. // Дошкольное воспитание с. 18. Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ // Дошкольное воспитание с. 40.