Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Advertisements

«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Образец подзаголовка М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Шабеллова Валерия 11 «А»
Пусть зло во все века сильней, Но доброта неистребима, Идёт безвестным пилигримом Она дорогою своей. Давно уж слуха нет о ней… И вдруг такой же, как с.
Урок: Синквейн по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно, писатель все равно скажет то, что хочет сказать...
«Каждому будет дано по его вере» Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер Маргарита». Тема совести в романе.
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
Некоторые аспекты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Из опыта работы учителя МОУ СОШ 4 г.Собинки Марковой О.А.
2 Сопоставление образов Иисуса Христа и Иешуа Га-Ноцри.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Творческий проект на тему: «Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни.
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.
Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
Махова Н. С., учитель – методист русского языка и литературы Таллиннской Мустамяэской реальной гимназии Таллиннской Мустамяэской реальной гимназии.
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей 1» Чамзинского муниципального района Республики.
Автор: Шилина Елена Викторовна МКОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа»
« Он не заслужил света, а заслужил покой». Почему Мастер Почему Мастер не заслужил света, не заслужил света, а заслужил покой? «Не надо задаваться большими.
Аннотация Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?
Михаил Афанасьевич Булгаков 3 (15) мая гг. 120 лет со дня рождения.
Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский.
Транксрипт:

Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»

Проблема нравственного выбора в прозе М.А.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)

Введение Проблема: Проблема: ответственность человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. ответственность человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. Цель урока: Цель урока: выявить, что нравственный выбор героев романа является своего рода ключом к пониманию идейного содержания всего произведения, раскрывает суть и смысл поступков каждого из героев, будь то исторический, фантастический или реальный персонаж. выявить, что нравственный выбор героев романа является своего рода ключом к пониманию идейного содержания всего произведения, раскрывает суть и смысл поступков каждого из героев, будь то исторический, фантастический или реальный персонаж.

Задачи: Задачи: o определить понятие «нравственность» применительно к конкретному роману Булгакова и его героям; o проследить, что динамика поступков булгаковских персонажей определяется их личными представлениями о нравственности или безнравственности; o выявить, что в конечном итоге мера их величия или падения определена авторским пониманием нравственности или безнравственности, что каждый герой получает то, что заслужил, именно с этих позиций; o попытаться рассмотреть образы главных героев с этой точки зрения и осмыслить их роль в постижении идейного содержания всего произведения.

Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность… Людей неинтересных в мире нет… н равственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность… Людей неинтересных в мире нет… В.М. Шукшин н равственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение С.И.Ожегов. Словарь русского языка»

Как сказал Воланд: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».

Пласты повествования в романе: Исторический (ершалаимский мир) Фантастический (московская действительность) Реалистический (потусторонний мир).

Исторический пласт Трусость- главный порок. Вечный спор Иешуа с Пилатом П Прошлое предстает здесь исключительно реалистично. В В ершалаимских сценах творится сама История. едущая проблема – взаимоотношения личности и власти.

Трусость – самый тяжкий порок К такому нравственному выводу приводит нас Булгаков.

Пилат обессмертил свое имя как неправедный судья Иисуса. Теперь их имена всегда рядом как идущие рука об руку по жизни добро и зло! Около двух тысяч лет мучит совесть Пилата. Во сне он видит одно и то же – «лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Около двух тысяч лет мучит совесть Пилата. Во сне он видит одно и то же – «лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана».

Поэтому прощает Пилата, награждая осуществлением заветной мечты - встречей с арестантом Га-Ноцри. Автор романа, как и его герой – странствующий философ, верит в изначальную доброту людей и перекладывает бремя вины на жизненные обстоятельства.

Фантастический пласт Нравственные эксперименты Воланда в Москве. Нравственные эксперименты Воланда в Москве. В людях исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. В людях исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, догм. В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, догм.

Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей.

Реалистический пласт Проблемы творчества и творческой личности. Проблемы творчества и творческой личности. Роман автобиографичен, поскольку мастер – двойник Булгакова. Роман автобиографичен, поскольку мастер – двойник Булгакова. Люди, подобно Понтию Пилату, говорят не то, что думают. Люди, подобно Понтию Пилату, говорят не то, что думают. Рассказ о Понтии Пилате и об Иешуа мастером не придуман, он «угадан» Рассказ о Понтии Пилате и об Иешуа мастером не придуман, он «угадан»

Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Но Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира. Но Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.

Мастер уничтожает рукописи. Но он еще не знает, что «рукописи не горят». Рукописи мастера не могут сгореть, потому что в них – Истина.

Заключение «И судим был каждый по делам своим» «И судим был каждый по делам своим» Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственности и безнравственности. Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственности и безнравственности. Проблемы, поднятые в нем, относятся к разряду вечных и волнуют людей всех поколений.