Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
Проблема нравственного выбора в прозе М.А.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита»)
Введение Проблема: Проблема: ответственность человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. ответственность человека за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе. Цель урока: Цель урока: выявить, что нравственный выбор героев романа является своего рода ключом к пониманию идейного содержания всего произведения, раскрывает суть и смысл поступков каждого из героев, будь то исторический, фантастический или реальный персонаж. выявить, что нравственный выбор героев романа является своего рода ключом к пониманию идейного содержания всего произведения, раскрывает суть и смысл поступков каждого из героев, будь то исторический, фантастический или реальный персонаж.
Задачи: Задачи: o определить понятие «нравственность» применительно к конкретному роману Булгакова и его героям; o проследить, что динамика поступков булгаковских персонажей определяется их личными представлениями о нравственности или безнравственности; o выявить, что в конечном итоге мера их величия или падения определена авторским пониманием нравственности или безнравственности, что каждый герой получает то, что заслужил, именно с этих позиций; o попытаться рассмотреть образы главных героев с этой точки зрения и осмыслить их роль в постижении идейного содержания всего произведения.
Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность… Людей неинтересных в мире нет… н равственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность… Людей неинтересных в мире нет… В.М. Шукшин н равственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение С.И.Ожегов. Словарь русского языка»
Как сказал Воланд: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы».
Пласты повествования в романе: Исторический (ершалаимский мир) Фантастический (московская действительность) Реалистический (потусторонний мир).
Исторический пласт Трусость- главный порок. Вечный спор Иешуа с Пилатом П Прошлое предстает здесь исключительно реалистично. В В ершалаимских сценах творится сама История. едущая проблема – взаимоотношения личности и власти.
Трусость – самый тяжкий порок К такому нравственному выводу приводит нас Булгаков.
Пилат обессмертил свое имя как неправедный судья Иисуса. Теперь их имена всегда рядом как идущие рука об руку по жизни добро и зло! Около двух тысяч лет мучит совесть Пилата. Во сне он видит одно и то же – «лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Около двух тысяч лет мучит совесть Пилата. Во сне он видит одно и то же – «лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана».
Поэтому прощает Пилата, награждая осуществлением заветной мечты - встречей с арестантом Га-Ноцри. Автор романа, как и его герой – странствующий философ, верит в изначальную доброту людей и перекладывает бремя вины на жизненные обстоятельства.
Фантастический пласт Нравственные эксперименты Воланда в Москве. Нравственные эксперименты Воланда в Москве. В людях исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. В людях исследуется способность к добру, милосердию, любви, верности, решимости. В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, догм. В московских главах подавляющее большинство персонажей - люди несвободные, связанные путами инструкций, догм.
Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. Воланд прибыл в Москву убедиться, что люди изменились. И сам же на выступлении в Варьете говорит о том, что люди остались такими же, то есть мелочными, жадными до денег и вещей.
Реалистический пласт Проблемы творчества и творческой личности. Проблемы творчества и творческой личности. Роман автобиографичен, поскольку мастер – двойник Булгакова. Роман автобиографичен, поскольку мастер – двойник Булгакова. Люди, подобно Понтию Пилату, говорят не то, что думают. Люди, подобно Понтию Пилату, говорят не то, что думают. Рассказ о Понтии Пилате и об Иешуа мастером не придуман, он «угадан» Рассказ о Понтии Пилате и об Иешуа мастером не придуман, он «угадан»
Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Но Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира. Но Мастер и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.
Мастер уничтожает рукописи. Но он еще не знает, что «рукописи не горят». Рукописи мастера не могут сгореть, потому что в них – Истина.
Заключение «И судим был каждый по делам своим» «И судим был каждый по делам своим» Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственности и безнравственности. Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества, о нравственности и безнравственности. Проблемы, поднятые в нем, относятся к разряду вечных и волнуют людей всех поколений.