ТЕМА ОПЫТА: ВОЗВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Максимовой Татьяны Павловны, учителя русского языка и литературы МОУ Зареченской СОШ Собинского района, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория
1. Условия возникновения опыта Своеобразие сельского социума состоит в том, что подросток живет в ограниченных условиях информационного воздействия. Своеобразие сельского социума состоит в том, что подросток живет в ограниченных условиях информационного воздействия. Это особенно явно сейчас, когда идет дезинтеграция, распад, уничтожается достоинство сельского жителя, которое было связано с цельностью натуры и поэтическим восприятием природы. Это особенно явно сейчас, когда идет дезинтеграция, распад, уничтожается достоинство сельского жителя, которое было связано с цельностью натуры и поэтическим восприятием природы. Происходит деградация умственных интересов и постепенно обостряется социальный пессимизм. Происходит деградация умственных интересов и постепенно обостряется социальный пессимизм.
Теоретическая база опыта: Теоретической основой данной концепции является, идеи Выготского : «без постижения атмосферы литературного произведения, его речевых особенностей вообще невозможно усвоение знаний в области литературы», Теоретической основой данной концепции является, идеи Выготского : «без постижения атмосферы литературного произведения, его речевых особенностей вообще невозможно усвоение знаний в области литературы», мысли и размышления Д. Ушинского о том, что школа в учебном процессе не учитывает и не развивает индивидуальности ученика, мысли и размышления Д. Ушинского о том, что школа в учебном процессе не учитывает и не развивает индивидуальности ученика, работы Е. Ильина. работы Е. Ильина. Идея педагогических мастерских : именно на таких занятиях дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли» ( Мишель Дюком. Педагогические мастерские: Франция Идея педагогических мастерских : именно на таких занятиях дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли» ( Мишель Дюком. Педагогические мастерские: Франция
Ведущая педагогическая идея: осознание необходимости методами эмоционального воздействия на личность стимулировать ее интеллектуальное устремление к совершенствованию. устремление к совершенствованию.
Основные направления деятельности: выделение из филологического материала тех языковых элементов, которые позволяют видеть в языке, в литературном произведении отражение самого совершенного общечеловеческого опыта жизни; выделение из филологического материала тех языковых элементов, которые позволяют видеть в языке, в литературном произведении отражение самого совершенного общечеловеческого опыта жизни; на базе эмоционально заряженных, но пассивных в чистом виде элементов моих предметов, я стремлюсь сначала заронить, а потом отшлифовать интерес подростка к извлечению знаний, к умению эти знания сопрягать с его небольшим жизненным опытом и приподнимать его до уровня человечески значимого на базе эмоционально заряженных, но пассивных в чистом виде элементов моих предметов, я стремлюсь сначала заронить, а потом отшлифовать интерес подростка к извлечению знаний, к умению эти знания сопрягать с его небольшим жизненным опытом и приподнимать его до уровня человечески значимого
создавать такую систему применения изучаемого материала, которая эмоционально втягивала бы ученика в сопереживание тому, с чем он соприкасается, и через сопереживание материалу продвинуться к его освоению на уровне своеобразного синтеза представлений, выводов и факторов, их порождающих; создавать такую систему применения изучаемого материала, которая эмоционально втягивала бы ученика в сопереживание тому, с чем он соприкасается, и через сопереживание материалу продвинуться к его освоению на уровне своеобразного синтеза представлений, выводов и факторов, их порождающих; эмоциональное поле изучения материала предполагает выработку умения сотворчества со стороны учащегося, движения от простого к построению своей системы, к видению учащимся материала и умению это видение подтвердить исследовательским методом. эмоциональное поле изучения материала предполагает выработку умения сотворчества со стороны учащегося, движения от простого к построению своей системы, к видению учащимся материала и умению это видение подтвердить исследовательским методом.
3. Технология опыта. В плане методологии и технологии моя система работы предполагает прежде всего цикличность осуществления выдвинутой концепции в зависимости от возрастного состава моих учеников. На практике – это три завершающихся этапа. В плане методологии и технологии моя система работы предполагает прежде всего цикличность осуществления выдвинутой концепции в зависимости от возрастного состава моих учеников. На практике – это три завершающихся этапа.
Первый этап – е классы содержанием работыявляется обеспечение освоения учащимися не столько жесткой информации, сколько приемов и методов работы с учебным материалом, поиск ответа на поставленный вопрос, умение изложить определенный материал, навык поиска основного содержания, сопоставления, открытия в знакомом тексте недавно изученного правила Стержень всей этой системы для подростка - изумление. Специальным ходом изучаемого материала я стремлюсь добиться того, чтобы, освоив информацию, ученик удивился, что он это может делать. И, как результат, должно возникнуть желание еще раз открыть в себе эту способность. содержанием работыявляется обеспечение освоения учащимися не столько жесткой информации, сколько приемов и методов работы с учебным материалом, поиск ответа на поставленный вопрос, умение изложить определенный материал, навык поиска основного содержания, сопоставления, открытия в знакомом тексте недавно изученного правила Стержень всей этой системы для подростка - изумление. Специальным ходом изучаемого материала я стремлюсь добиться того, чтобы, освоив информацию, ученик удивился, что он это может делать. И, как результат, должно возникнуть желание еще раз открыть в себе эту способность.
Второй этап - это 8-9-е классы. Особое состояние подростка с его возбудимостью, половым созреванием, влюбленностью, с проснувшимся женолюбием. И я создаю иную эмоциональную среду. Среду самоутверждения, желание доказать свое умение во всем. Как правило, на этом этапе урок - это своеобразное поле брани и одновременно сотрудничества, на котором, с подачи учителя, ученик приобретает ощущение самоценности своей работы. Особое состояние подростка с его возбудимостью, половым созреванием, влюбленностью, с проснувшимся женолюбием. И я создаю иную эмоциональную среду. Среду самоутверждения, желание доказать свое умение во всем. Как правило, на этом этапе урок - это своеобразное поле брани и одновременно сотрудничества, на котором, с подачи учителя, ученик приобретает ощущение самоценности своей работы. Технологически выстраивается среда, порождающая желание высказывать свои толкования и признавать, что твое толкование на фоне действия учителя интересно, любопытно и ново. Технологически выстраивается среда, порождающая желание высказывать свои толкования и признавать, что твое толкование на фоне действия учителя интересно, любопытно и ново.
Методами активного обучения и развития личности являются: - отношение учителя к ученику как к себе равному; - отношение учителя к ученику как к себе равному; - Самостоятельное строительство знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; - Самостоятельное строительство знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; -уважительное отношение к позиции каждого. -уважительное отношение к позиции каждого.
Педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует творчеству учителя и ученика, дарит радость сотворчества. Педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует творчеству учителя и ученика, дарит радость сотворчества. В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который учителем продуман и организован на основе определённых принципов. В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который учителем продуман и организован на основе определённых принципов.
Учитель: Учитель: -создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; -создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; -включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучение проблемы; -включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучение проблемы; -работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний; -работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний; -не торопится отвечать на вопросы; -не торопится отвечать на вопросы; -исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ даёт возможность появление самооценки и её изменения; -исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ даёт возможность появление самооценки и её изменения; -продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине. -продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Алгоритм процесса -«индуктор» - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. -«индуктор» - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. -работа с материалом (самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста, проекта; социоконструкция- построение этих элементов группой; социолизация-обсуждение; афиширование- ознакомление с работами; разрыв- внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому). -работа с материалом (самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста, проекта; социоконструкция- построение этих элементов группой; социолизация-обсуждение; афиширование- ознакомление с работами; разрыв- внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому). -рефлексия- самоанализ. -рефлексия- самоанализ.
Результативность Если оценивать результативность с точки зрения оценочной, то можно увидеть два взаимосвязанных момента. Первый - на уровне 5-7-х классов - стабильный рост качества знаний, выраженного в хороших и отличных оценках и в последующий период - стабильное удержание набранных показателей. Проиллюстрировать это можно на 9 классе текущего учебного года. При количестве 20 учеников в 5 классе с оценками "4" и "5" пришли 13 учащихся, к концу 5 класса - 15, 6 класс -15, 7 класс - 13 учащихся, 8 класс -15 учащихся. И этот результат удерживается: Если оценивать результативность с точки зрения оценочной, то можно увидеть два взаимосвязанных момента. Первый - на уровне 5-7-х классов - стабильный рост качества знаний, выраженного в хороших и отличных оценках и в последующий период - стабильное удержание набранных показателей. Проиллюстрировать это можно на 9 классе текущего учебного года. При количестве 20 учеников в 5 классе с оценками "4" и "5" пришли 13 учащихся, к концу 5 класса - 15, 6 класс -15, 7 класс - 13 учащихся, 8 класс -15 учащихся. И этот результат удерживается: в учебном году на "4" и "5" обучалось 79, 5%; в учебном году на "4" и "5" обучалось 79, 5%; учебном году – 74%; учебном году – 74%; учебном году на "4" и "5" обучалось 76%учащихся учебном году на "4" и "5" обучалось 76%учащихся
Динамика качества успеваемости учащихся 9 класса
На уроках вырастает мотивационная осмысленность действий. В 6-7-х классах большинство учащихся выделяют русский язык и литературу как предмет необходимый не для грамматических целей, а именно для своего развития. На уроках вырастает мотивационная осмысленность действий. В 6-7-х классах большинство учащихся выделяют русский язык и литературу как предмет необходимый не для грамматических целей, а именно для своего развития. В конечном итоге, учащиеся, воспринимая материал, становятся эмоционально адекватными. Они способны выстраивать цепочку рассуждений, опираясь и на теорию, и на ее эмоциональное восприятие. Они творчески преломляют материал из плоскости учебного в плоскость жизненного опыта. В конечном итоге, учащиеся, воспринимая материал, становятся эмоционально адекватными. Они способны выстраивать цепочку рассуждений, опираясь и на теорию, и на ее эмоциональное восприятие. Они творчески преломляют материал из плоскости учебного в плоскость жизненного опыта.
Динамика уровня познавательного интереса учащихся к предметам русский язык, литература
Одним из показателей успешности реализации данной системы работы является участие школы во Всероссийском эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку, успешно сдали ЕГЭ (100%) выпускников; Одним из показателей успешности реализации данной системы работы является участие школы во Всероссийском эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку, успешно сдали ЕГЭ (100%) выпускников; - ежегодно учащиеся 9 и 11 классов сдают государственную итоговую аттестацию по русскому языку и литературе (экзамен проводится с использованием телевидения). - ежегодно учащиеся 9 и 11 классов сдают государственную итоговую аттестацию по русскому языку и литературе (экзамен проводится с использованием телевидения).