Подготовка к письменной творческой работе по литературе в 10 классе ( сочинение, эссе, отзыв и др.) Предполагаемые темы : « Что такое свобода ?» « Свободный ли я человек ?» «» Путь к свободе » и др.
Корзина идей Свобода – это … ______________________ ______________________ ______________________ ___ ???
Работа в группах.
На пустынном поле, усеянном мертвыми костями, Наехал он [Илья] три дороженьки, Три дороженьки он, три ростании. На тех ростаньях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: « На леву ехати богатому быть, На праву ехати женату быть, Как пряму ехати живу не бывати, Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному ». И раздумался старый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович: Да в которую дороженьку будет ехати? (Из былины « Илья Муромец и разбойники ». )
Восточная притча Эта история произошла давным - давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу - ка я у мудреца : скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая ? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее ». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того : « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая ?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал : « Все в твоих руках ….»
Анчар. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями ; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседам в чуждые пределы. ( А. С. Пушкин. Анчар – древо яда )
"... Напишите - ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ". А. П. Чехов, письмо к издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.) А. П. Чехов : « Я всю жизнь стремился выдавливать из себя по каплям раба ».
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды ; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы ! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы ? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Изыде, сеятель, сеяти семена своя.
Философ и писатель начала 20 столетия Н. А. Бердяев (« Философия свободы »): « Свобода – это огромное бремя. Основная масса людей не любит свободы и не ищет ее ».
Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума ; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил ; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад : Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес ! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса ; И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса. Да вот беда : сойди с ума, И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку как зверка Дразнить тебя придут. А ночью слышать буду я Не голос яркий соловья, Не шум глухой дубров А крик товарищей моих, Да брань смотрителей ночных, Да визг, да звон оков
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз ! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста ! Тра - та - та !... Эх, эх ! Позабавиться не грех ! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи ! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба ! И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые - Не утянешь сапога... В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. ( А. А. Блок. Поэма « Двенадцать »)
Виктор Франкл Каждая деталь лагерной жизни была направлена на то, чтобы лишить узника малейшей опоры. Все прежние стремления выкинуты на помойку. У заключенного остается только одно - " последняя свобода человека ", способность " выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам ".
Обобщим наблюдения : Какое из составляющих свободы вам кажется наиболее важным ?
Однако свобода - это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода - всего лишь негативная ( обратная ) сторона цельного понятия, позитивной ( лицевой ) стороной которого является ответственность. Действительная свобода может выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы на восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу. Виктор Франкл
Письменная творческая работа ( сочинение, эссе, отзыв и др.) Предполагаемые темы : « Что такое свобода ?» « Свободный ли я человек ?» « Путь к свободе » « Настоящая свобода в моем представлении » и др.