Подготовка к письменной творческой работе по литературе в 10 классе ( сочинение, эссе, отзыв и др.) Предполагаемые темы : « Что такое свобода ?» « Свободный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.С.Пушкин «Анчар». В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.
Advertisements

А С. Пушкин «Анчар» 1828 г.. История стихотворения В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове.
О ДНО ИЗ ЗАГАДОЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С. П УШКИНА «А НЧАР » Выполнили: Большакова Евгения, Алексеева Виктория, Козлова Ксения Руководитель: Меркулова Эльза.
Тайна поэтического слова А. С. Пушкина на примере стихотворений «Пророк», «Анчар»
Анчар – вечнозелёное дерево, которое особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи. Название анчар в переводе с яванского.
Осень в стихах А.С. Пушкина Выполнили работу: Ученики 7 «В» класса МОУ-СОШ 91 Долинов Дмитрий и Алексей Надеин.
А. С. Пушкин Стихотворение « Анчар » Лингвистический анализ стихотворения.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина Байдакова Т.Б., учитель МОУ СОШ 3 г. Амурска Хабаровского края.
Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения.
Эта модель предусматривает проектирование развивающей образовательной среды, которая: расширяет область освоения педагогами практики системно-деятельностного.
Работу выполнила ученица 9 класса МОУ СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области Куторова Екатерина Учитель: Прудникова Н.Н.
Сочинение- описание картины В.М. Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов.
«Футлярность» человеческой жизни в произведениях Антона Павловича Чехова.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век.
РУКА Средства языкаГлавные части СловоГлавная значимая часть - корень СловосочетаниеГлавное слово ПредложениеГлавные члены предложения (подлежащее и.
Свобода и моральный выбор человека. Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек.
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать.
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Транксрипт:

Подготовка к письменной творческой работе по литературе в 10 классе ( сочинение, эссе, отзыв и др.) Предполагаемые темы : « Что такое свобода ?» « Свободный ли я человек ?» «» Путь к свободе » и др.

Корзина идей Свобода – это … ______________________ ______________________ ______________________ ___ ???

Работа в группах.

На пустынном поле, усеянном мертвыми костями, Наехал он [Илья] три дороженьки, Три дороженьки он, три ростании. На тех ростаньях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: « На леву ехати богатому быть, На праву ехати женату быть, Как пряму ехати живу не бывати, Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному ». И раздумался старый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович: Да в которую дороженьку будет ехати? (Из былины « Илья Муромец и разбойники ». )

Восточная притча Эта история произошла давным - давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал : « Спрошу - ка я у мудреца : скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках – живая или мертвая ? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее ». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того : « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая ?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал : « Все в твоих руках ….»

Анчар. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями ; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседам в чуждые пределы. ( А. С. Пушкин. Анчар – древо яда )

"... Напишите - ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая ". А. П. Чехов, письмо к издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.) А. П. Чехов : « Я всю жизнь стремился выдавливать из себя по каплям раба ».

Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды ; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Паситесь, мирные народы ! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы ? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. Изыде, сеятель, сеяти семена своя.

Философ и писатель начала 20 столетия Н. А. Бердяев (« Философия свободы »): « Свобода – это огромное бремя. Основная масса людей не любит свободы и не ищет ее ».

Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума ; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил ; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад : Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес ! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса ; И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса. Да вот беда : сойди с ума, И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку как зверка Дразнить тебя придут. А ночью слышать буду я Не голос яркий соловья, Не шум глухой дубров А крик товарищей моих, Да брань смотрителей ночных, Да визг, да звон оков

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз ! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста ! Тра - та - та !... Эх, эх ! Позабавиться не грех ! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи ! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба ! И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые - Не утянешь сапога... В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. ( А. А. Блок. Поэма « Двенадцать »)

Виктор Франкл Каждая деталь лагерной жизни была направлена на то, чтобы лишить узника малейшей опоры. Все прежние стремления выкинуты на помойку. У заключенного остается только одно - " последняя свобода человека ", способность " выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам ".

Обобщим наблюдения : Какое из составляющих свободы вам кажется наиболее важным ?

Однако свобода - это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода - всего лишь негативная ( обратная ) сторона цельного понятия, позитивной ( лицевой ) стороной которого является ответственность. Действительная свобода может выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы на восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу. Виктор Франкл

Письменная творческая работа ( сочинение, эссе, отзыв и др.) Предполагаемые темы : « Что такое свобода ?» « Свободный ли я человек ?» « Путь к свободе » « Настоящая свобода в моем представлении » и др.