Поэт, публицист, прозаик, архитектор. Родился в Москве в семье гидроинженера 12 мая 1933 года. Начал писать стихи еще в школе. Большой поклонник творчества Бориса Пастернака. Андрюша Вознесенский, учась в 6-м классе, послал ему свои стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил его в гости. Это – определило дальнейшую судьбу Вознесенского. Они стали большими друзьями. Личность великого поэта, его творчество, общение – было значимо для начинающего поэта. В 1957 году А.Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» Его первая книга стихотворений и поэм «Мозаика» выходит во Владимире в 1960 году. В том же году в Москве – книга «Порабола», но еще на два года раньше его первые публикации появляются в печати. Шаг в литературу был стремительным и внезапным, его ругают критики, и любит народ. В 1962 выходит сборник стихов «Треугольная груша», написанный после поездки поэта в Америку (1961). В 1960-е годы Вознесенский много ездит по Европе, читает свои стихи в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены. В 1963 на одной из творческих встреч в Кремле Н. С.Хрущев не выдержал и резко высказал поэту: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Казалось это все, конец всему, но народ требовал стихи и книги продолжали печатать, их тираж достигал 200 тысяч. В 1964 выходит сборник «Антимиры», в 1966 – «Ахиллесово сердце», в 1970 – «Тень звука», в 1972 – «Взгляд», в 1974 – «Выпусти птицу!», в 1975 – «Дубовый лист виолончельный», в 1976 – «Витражных дел мастер», в 1979 «Соблазн».
В 1959 году выходит в свет поэма «Мастера», в 1963 – «Ланжюмо», в 1964 – «Ода», в 1970 – «Лед 69», в 1978 – «Повесть под мясо», в 1980 – «Андрей Полисадов». В 1979 году А. Вознесенский публикуется в в альманахе «Метрополь». В 1981 году он выпускает книгу «Безотчетное». В 1984 книгу «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», в 1987 книгу «Ров. Стихи и проза», в 1990 – «Аксиома самоиска», в 1991 «Россiя, Poesia». На стихи поэта Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры». А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее на сцене Ленкома. Лауреат Государственной премии СССР (1978). Живет в Москве 1960 Мозаика 1960 Парабола 1962 Треугольная груша 1964 Антимиры 1965 Мой любовный дневник 1966 Ахиллесово сердце 1970 Тень звука 1987 Ров. Стихи и проза 1972 Взгляд 1975 Дубовый лист виолончельный 1976 Витражных дел мастер 1986 Ров 1990 Аксиома самоиска 1992 Видеомы 1997 Casino «Россия» 1998 На виртуальном ветру 1999 Страдивари сострадания 1999 Девочка с персингом 1999 Жуткий кризис «Суперстар» 1999 Гадание по книге Собрание сочинений в 7 томах. ВАГРИУС, М., Соблазн 1979 Избранная лирика 1981 Безотчётное 1984 Прорабы духа 1959 Мастера 1963 Лонжюмо 1964 Оза 1972 Авось 1977 Вечное мясо 1979 Андрей Полисадов 1986 Ров 1993 Россия воскресе 1984 Прорабы духа Проза Поэмы Сборники
Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима. Отец – Гангнус Александр Рудольфович ( ) – геолог; мать – Евтушенко Зинаида Ермолаевна ( ) – геолог, актриса, засл. деятель культуры РФ; супруга – Евтушенко Мария Владимировна (1963 г. рожд.) – врач, филолог. Дети – Пётр (1967 г. рожд.) – художник; Александр (1979 г. рожд.) – журналист, живёт в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живёт в Англии; Евгений (1989 г. рожд.) – учится в ср. школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд. ) – учится в ср. школе в США. Братья и сестра: Гангнус Александр Александрович (1939 г. рожд.) – писатель, журналист, редактор; Гангнус Владимир Александрович (1943 г. рожд.) – инженер, Евтушенко Елена Васильевна (1945 г. рожд.) – актриса, живут в Москве. Поэт с женой и двумя сыновьями делят время проживания, примерно, пополам – в подмосковном дачном поселке Переделкино и в городе Талса, штат Оклахома, США. Евгений Александрович и Мария Владимировна на преподавательской работе. Е. А. Евтушенко преподаёт русскую литературу и русско-европейское кино в университете г. Талса, часто выступает с чтением стихов в других университетах и колледжах США. Привести только анкетные данные о поэте и формальные сведения о его ближайших родственниках, не обратив внимание на особенности его генеалогии, в случае с Евгением Евтушенко совершенно недопустимо, если мы хотим дать объективный и действительно правдоподобный портрет выдающегося литературного и общественного деятеля России второй половины ХХ столетия. Эта оговорка вызвана весьма путаными и зачастую противоречивыми сведениями, которые во всё возрастающем количестве наводнили, особенно в последние годы, многочисленные издания, включая даже солидные энциклопедии и монографии. Да и в произведениях самого писателя очень много суждений о себе и своих близких, в которых (да простит нас автор), легче запутаться, чем разобраться, – настолько они разбросаны по разным книгам, воспоминаниям, статьям, стихам и поэмам, написанных пером художника, нередко перемежающего действительное с условным, подчиняющемся, что естественно, контексту и логике далеко не документальных текстов. И, тем не менее, мы считаем самым приоритетным источником сведений о поэте прежде всего сами его стихи. По ним, понятно, невозможно воссоздать биографию, легче – проследить линию жизни и творческие пути-дороги, вникнуть в суть судьбы и личности. Нам в помощь и прозаические произведения, поскольку проза поэта не менее автобиографична, чем его стихи. В 1956 году двадцатитрёхлетний поэт заявил о себе настолько громко и впечатляюще, что был услышан всеми, а сказанное в те далёкие годы звенит в ушах и по нынешний день:
О ТВОРЧЕСТВЕ Я не сдаюсь, но все-таки сдаю, Я в руки брать перо перестаю, И на мои усталые уста пугающе нисходит немота. Но вижу я как с болью и тоской Полны неизреченности людской Дрожат на стенках комнаты моей Магические контуры ветвей. Но слышу я, улегшийся в постель, Как что-то хочет сообщить метель. И как трамваи в шуме снеговом Звенят печально каждый о своем. Пытаются шептать клочки афиш, Пытается кричать железо крыш. И в трубах петь пытается вода. И так мычат бессильно провода. Вот также люди, если плохо им Не могут рассказать всего другим. Наедине с собой они молчат Или вот так же тягостно мычат. И мне не зря не спиться в эту ночь И для того, чтобы им всем помочь, Я должен быть по долгу и любви Деревьями, трамваями, людьми. И вот я снова за столом своим. Я как возможность высказаться им. А высказать других, борясь, любя, И есть возможность высказать себя.
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец татарин, заместитель министра, а мать русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт». Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В 1993 году подписала «Письмо сорока двух». Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав. В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь. Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса. Президент РФ Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище. Семья Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсина Кулиева Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Лизу. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Елизавета Кулиева, как и её мать, окончила Литературный институт. Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.
Стихотворные сборники «Струна» (1962) «Озноб» (Франкфурт, 1968) «Уроки музыки» (1969) «Стихи» (1975) «Свеча» (1977) «Сны о Грузии» (1977, 1979) «Метель» (1977) альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980) «Тайна» (1983) «Сад» (1987) «Стихотворения» (1988) «Избранное» (1988) «Стихи» (1988) «Побережье» (1991) «Ларец и ключ» (1994) «Шум тишины» (Иерусалим, 1995) «Гряда камней» (1995) «Самые мои стихи» (1995) «Звук указующий» (1995) «Однажды в декабре» (1996) «Созерцание стеклянного шарика» (1997) «Собрание сочинений в трёх томах» (1997) «Миг бытия» (1997) «Нечаяние» (стихи-дневник, ) «Возле ёлки» (1999) «Друзей моих прекрасные черты» (2000) «Стихотворения. Эссе» (2000) «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)