Средства художественной выразительности: тропы Древнегреческий философ Аристотель ( гг. до н. э.) : "Тот, кто открывает новый троп, открывает новую связь в мире".
ЗАПОМНИ: ПРИ СОЗДАНИИ ТРОПА СЛОВО ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ! Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
- ЭПИТЕТ - СРАВНЕНИЕ - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - МЕТАФОРА - МЕТОНИМИЯ - ГИПЕРБОЛА - ЛИТОТА Виды тропов
НИ ОДНО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ ТРОПОВ. Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
ЭПИТЕТ ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
РАЗНОВИДНОСТИ ЭПИТЕТОВ Изобразительные Выразительные Функциональные Устойчивые
ПОСТОЯННЫЕ ЭПИТЕТЫ Устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты- повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок). ЗАПОМНИ: все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами!
СРАВНЕНИЕ СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
ПРИМЕРЫ СРАВНЕНИЙ И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова) «Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.» (А.Чехов) "И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…" (В.Шукшин)
РАЗВЕРНУТЫЕ СРАВНЕНИЯ «Между тем псы заливались всеми возможными голосами: одни, забросивши вверх голову, выводили так протяжно и с таким старанием, как будто за это получали бог знает какое жалование ; другой отхватывал наскоро, как пономарь, промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это наконец повышал бас, может быть, старик, наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разгаре.» Н.В.Гоголь
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства ЗАПОМНИ: именно человеческие! Олицетворение считается одним из видов метафоры.
МЕТАФОРА МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором.
ПРИМЕРЫ МЕТАФОРЫ: Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин. "Не жалею, не зову, не плачу") "Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия". (М.Булгаков. "Белая гвардия")
МЕТОНИМИЯ МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков. Места – «город спал» Времени – «счастливый день» Средств, свойств – «бойкое перо» Принадлежности – «читал Толстого» Вещества – «на золоте едал» Признака – «человек с руками» "Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (...)" (Н.Гоголь. "Невский проспект")
ГИПЕРБОЛА (ЛИТОТА) ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.
ДРУГИЕ ТРОПЫ Эвфемизм Ирония Синекдоха Оксюморон