Подготовила учитель русского языка и литературы Кунникова Наталья Серегбаевна
Цель мастер-класса Повысить мотивацию учителей к Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной овладению рефлексивной деятельностью учащихся, продемонстрировать виды рефлексии деятельностью учащихся, продемонстрировать виды рефлексии на уроках русского языка и литературы
Рефлексия - от латинского reflexio – обращение назад Что такое рефлексия? Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов); самоанализ (толковый словарь русского языка); в педагогике: самоанализ деятельности и её результатов;
Способы проведения рефлексии: Устное обсуждение Письменное анкетирование Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока
Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление (картинки, музыкальные фрагменты) Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока Графическая рефлексия Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)») Рефлексия бывает:
Виды учебной рефлексии 1.физическую (успел - не успел); 2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал); 4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация приёмов рефлексии: 10 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Место: начало урока Цель: установление эмоционального контакта Цель: установление эмоционального контакта
12 Рефлексия настроения и эмоционального состояния
13
«Острова» о. Грусти О. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 23
Рефлексивная мишень Работоспособность 19 Настроение на уроке Желание работать Понимание материала
Рефлексия деятельности Место: в течение урока или в конце Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом Цель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом
Дерево успеха Рефлекторный экран 1) У меня получилось… 2) Я научился… 3) На уроке я смог… 4) Больше всего мне понравилось… 5) Труднее всего мне было… Рефлекторный экран 1) У меня получилось… 2) Я научился… 3) На уроке я смог… 4) Больше всего мне понравилось… 5) Труднее всего мне было…
Рефлексия содержания учебного материала Место: в течение урока или на этапе подведения итогов Цель: выявление уровня осознания изученного материала Цель: выявление уровня осознания изученного материала