Учебная медиатека Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА учебный год
Современная практика обучения отказалась от поиска единого идеального метода обучения Во всем мире широкое признание получила идея многовариантности учебного процесса. Во всем мире широкое признание получила идея многовариантности учебного процесса. от обычного урока в обычном классном помещении - до многодневной учебной игры, когда учащиеся собирают и изучают нужный материал, чтобы потом проявить свои познания в ярком игровом состязании. Это дает возможность каждому образовательному учреждению, каждому педагогу выбирать и конструировать образовательный процесс по любой модели:
Сочетание способов, методов, режимов, этапов, элементов даёт множество (более пятисот) дидактических инструментов и учебных ситуаций.
Веление времени таково, что из всего многообразия педагогических изобретений необходимо отобрать те, которым будут «присущи определённые признаки: Под образовательной технологией понимается универсальная, легко воспроизводимая оптимальная последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного, природосообразного достижения той или иной учебной цели. Под образовательной технологией понимается универсальная, легко воспроизводимая оптимальная последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного, природосообразного достижения той или иной учебной цели. однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?); необходимый реальный уровень квалификации преподавателя; объективные методы оценки достигнутых результатов (так ли это?)
Методика обучения Образовательная технология последовательность учебных ситуаций, необходимых для гарантированного достижения прогнозируемого результата своеобразная для каждого педагога универсальная, воспроизводимая, оптимальная
В научной литературе описывается около 100 педагогических технологий, практикуемых в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях В научной литературе описывается около 100 педагогических технологий, практикуемых в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях Но в отечественной педагогике пока нет стандартизированой классификации технологий Но в отечественной педагогике пока нет стандартизированой классификации технологий Наиболее обстоятельно системы педагогических технологий представлены в работах Германа Константиновича СЕЛЕВКО, кандидата педагогических наук, научного руководителя авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск, Ярославской области).
Г.К.СЕЛЕВКО выделяет четыре группы технологий Г.К.СЕЛЕВКО выделяет четыре группы технологий Современное традиционное обучение Современное традиционное обучение Современные педагогические технологии Современные педагогические технологии Альтернативные технологии Альтернативные технологии Авторские школы Авторские школы
1) Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; 2) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; 3) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; 4) Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала; 5) Технологии развивающего обучения 6) Природосообразные технологии 7) Частнопредметные педагогические технологии Современные педагогические технологии представляют собой модификацию, модернизацию традиционной классно-урочной организации обучения: Современные педагогические технологии представляют собой модификацию, модернизацию традиционной классно-урочной организации обучения:
К истории вопроса: Утверждение классно- урочной системы обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). В дальнейшем теоретическое обоснование системе дал Я.А. Коменский ( ). Впоследствии система была развита и дополнена К.Д. Ушинским ( )
1) научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); 2) природосообразности (обучение определяется развитием ученика, не форсируется); 3) последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); 4) доступности (от неизвестного к известному, от простого к сложному); 5) сознательности и активности (активность в выполнении команд учителя); 6) наглядности (привлечение органов чувств); 7) связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний) 8) учета возрастных и индивидуальных особенностей Концептуальную основу традиционного обучения составляют принципы педагогики, сформулированные Я.А. Коменским:
учащиеся одного возраста и уровня подготовки составляют класс; каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); основной единицей занятий является урок; урок посвящен одному предмету, теме, учащиеся работают над одним и тем же материалом; работой на уроке руководит учитель: он оценивает результаты, уровень обученности каждого ученика, принимает решение о переводе в следующий класс; учебники применяются, в основном, для работы дома; учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены – атрибуты классно-урочной системы
1)Как в рамках технологии традиционного обучения определяется цель обучения? Какие методы обучения являются преобладающими? 2) Какими неоспоримыми преимуществами обладает технология традиционного обучения? 3) В чем состоят очевидные недостатки технологии традиционного обучения? В течение 5 минут, используя метод «мозгового» штурма, подготовьте ответы на вопросы:
Сообщение готовых знаний; Обучение по образцу Вербальное изложение; Репродуктивное изложение Индуктивная логика (от частного к общему) формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
систематический характер обучения; упорядоченная, логически правильная подача материала; возможность за короткое время передать большой объем знаний; организационная четкость; постоянное эмоциональное воздействие личности педагога; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении; развитие личностных отношений между учащимися
Традиционное обучение – авторитарная педагогика: учащийся – подчиненный объект воздействий учителя; учитель доминирует над учеником; ориентация на усвоение знаний и умений (по образцу); преобладает объяснительно- иллюстративный метод обучения; формирует репродуктивный стиль познавательной деятельности; пассивный, не самостоятельный характер деятельности обучаемых; противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний; централизация контроля
Современные педагогические технологии: соответствуют современной парадигме образования; легко вписываются в классно- урочную систему, не затрагивая содержания обучения; позволяют достигать образовательных целей и задач; обеспечивают: гуманизацию образования; личностно-ориентированный подход; интеллектуальное развитие; самостоятельность и активность; развитие творчества и др.