Народная педагогика как источник нравственного воспитания младших школьников
Объектом исследования явился процесс использования разнообразных средств народной педагогики в системе воспитательной деятельности учителя начальной школы по нравственному воспитанию детей.
Предмет исследования содержание и организация педагогической деятельности по нравственному воспитанию младших школьников в рамках традиций, ценностей, средств народной педагогики и других форм и приемов воспитания.
Цель исследования: в теоретическом обосновании и практической реализации путей совершенствования и обновления сущности работы в соответствии с современными условиями и требованиями нравственного воспитания учащихся начальной школы.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: охарактеризовать содержание и организацию деятельности учителя начальной школы по нравственному воспитанию и основные механизмы и пути проведения работы по данной проблеме; выявить организационно-педагогические требования к оптимизации и повышению эффективности организации деятельности по проблеме; разработать совокупность приемов и методов и показать возможности обеспечения высокого уровня нравственного воспитания детей за счет привлечения различных форм и средств народной педагогики; показать, основываясь на личном опыте этой работы, пути включения исторических фактов и явлений народной педагогики в систему нравственного воспитания младших школьников.
Приступая к исследованию данной проблемы, нами была разработана гипотеза, исходя из предположения, что если: обеспечить органическое единство системы нравственного воспитания и средств народной педагогики, их взаимосвязь и влияние содержания на эти процессы; повысить уровень нравственной культуры педагогов и воспитателей начального звена школы, их понимание необходимости и целесообразности включения ценностей и традиций народной педагогики в работу по нравственному воспитанию младших школьников; включить в программу духовно-нравственного воспитания исторические элементы народной педагогики, то в совокупности это будет способствовать всей педагогической деятельности по нравственному совершенству личности младших школьников, формирования у них интереса и уважения к ценностям народного прошлого, своих предков, воспитания любви к своему Отечеству.
Методологической основой исследования явились основные положения концепции модернизации российского образования о том, что школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором нравственного воспитания подрастающего поколения, создать условия и возможности для воспитания у детей уважения к традициям, культуре, нравственным ценностям народной педагогики, а также для оценки с нравственной точки зрения учащимися своих поступков и поступков окружающих.
При исследовании проблемы были использованы в комплексе такие методы: обобщение авторского опыта, изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых, научно-методических и организационно-практических материалов, целенаправленное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, проводившиеся с учащимися начальной школы, изучение справочных материалов, анализ материалов различного рода конференций, публикаций «Учительской газеты», журналов «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других, экспериментальная работа.
В течение нескольких лет я работаю по программе, в которой не только рассматриваются вопросы формирования нравственных приемов и средств народной педагогики, но и которая позволяет расширить знания учащихся отдельных исторических аспектов в области нравственно- патриотического воспитания детей. Данная программа, разработанная В.Н.Вишневской, носит название «Свет Руси» и используется как пособие для реализации в комплексе задач нравственно-патриотического воспитания детей.
Цель Программы – воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у молодого поколения. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории. «Свет Руси» – это программа дополнительной образовательной работы сотрудников детского образовательного учреждения с детьми с привлечением родителей.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах).
Предлагаемая Программа на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Работы учащихся по программе
Программа построена с учетом нормативно- правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО. Программа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Декларация Пискуновой А.
Работа по Программе проводится циклами:
I цикл: «Древняя Русь» – введение детей в мир богатырской силы и славы Древней Руси. Работы учащихся МОУ СОШ 11 Кл. руководитель: Третьякова Е.И.
Работы учащихся выполнены в различной технике: рисование акварелью, гуашью, пастелью; пластилино- графии Работы учащихся выполнены в различной технике: рисование акварелью, гуашью, пастелью; пластилино- графии.
II цикл: «Ознакомление детей с элементами мировой культуры» (на основе Библии).
Часто используются поучительные рассказы и притчи. На основе современных образовательных технологий выделим следующие формы работы: беседы; экскурсии в мир природы, к храму; занятия; музыкально- литературные композиции; досуги; встречи с интересными людьми; забавы; народные игры; кукольные спектакли; драматизация стихов в пальчиковом театре, показ сказок (плоскостной театр и др.);
Рождественская сказка о любви в библейских сюжетах на основе сказки «Снежная королева».
церковно-приходской театр
III цикл: «Дом – колыбель души».
Этот цикл предполагает в себе и тесное родительское сопровождение - это совместная подготовка праздников, досугов. Разработка для чтения и бесед с детьми дома, выполнение совместных творческих работ, связанных с народным творчеством. Сбор иллюстраций, предметов старины и т.п. Приглашение на занятия, праздники – родителей.
IV цикл: «Воспитатель – проводник детей в мир света».
Этот цикл предполагает в себе применение музыкально- литературных композиций, беседы, чтения в Педагогической гостинной.
Для становления нравственности ребенка, его внутренней интеллигентности, приобщения к моральным ценностям человечества и современного общества, овладения им нормами и правилами нравственного поведения в обществе огромное значение имеет формирование у детей младшего школьного возраста гуманных чувств и отношений к взрослым и сверстникам, сопереживания, отзывчивости, доброты, понимания друг друга, проявление дружбы и взаимопомощи.
Для выявления уровня развития нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категоричную структуру нравственности. Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху – «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 12 категорий (табл. 1, 2). Опрос учащихся проводился индивидуально, чтобы выяснить у каждого его понимании предъявленных слов.
Цель исследования предполагала определение на основе полученных результатов новых приемов, методов, путей совершенствования педагогической работы в области нравственного воспитания детей. Изучение уровня понимания моральных ценностей младшими дошкольниками осуществлялось автором в Муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе 11 г. Люберцы Московской области в период с 01 октября 2011 года по 01 мая 2012 года. В качестве основной (экспериментальной) группы выступили учащиеся первого и второго классов в количестве 24 человек, в том числе 13 мальчиков и 11 девочек.
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро» и труднее «долг», «милосердие», «мудрость». Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, таки как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело». В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». Добро в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых – с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Таблица 1. Итоги опроса первоклассников. ПонятияОбъяснилиВсего объяснилиНе объяснили девочкимальчикимальчики и девочки мальчики Кол.% % % % % 1. Счастье981,81076,91979,2218,2323,1 2. Свобода436,4969,21354,2763,6430,8 3. Мудрость981,8969,21875,0218,2430,8 4. Мужество1090,91076,92083,319,1323,1 5. Умеренность1090,9538,51562,519,1861,5 6. Справедливость1090,9861,51875,019,1538,5 7. Дружба1090,91184,62187,519,1215,4 8. Добро Зло ,92187,500323,1 10. Милосердие545,5430,8937,5654,5969,2 11. Долг19,1323,1416,61090,91076,9 12. Вина545, ,0654,500
Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного. После целенаправленной проведенной работы по нравственному воспитанию провели такой же опрос второклассников. Объясняли все понятия 24 человека. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание не было. Статистика ответов второклассников представлена в табл.2
Статистика ответов второклассников. Таблица 2. ПонятияОбъяснилиВсего объяснилиНе объяснили девочкимальчикимальчики и девочки мальчики Кол.% % % % % 1. Счастье ,32395,80017,7 2. Свобода1090,91076,92083,319,1310,2 3. Мудрость1090,91076,92083,319,136,1 4. Мужество1090,91076,92083,319,130,2 5. Умеренность112,71076,91145,81087,3316,3 6. Справедливость876,2969,21770,8323,8430,8 7. Дружба1098,41184,62187,511,6215,4 8. Добро1098,41076,92083,311,6323,1 9. Зло981,81184,62083,326,3215,4 10. Милосердие760,3753,91458,3439,7546, Долг981,81184,62083,3218,2215,4 12. Вина981,81292,32187,5218,217,7
Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса друг к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. От 1-го к 2-му классу прослеживается переход от внешних описаний честности и доброты, вежливости, к стремлению помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Наблюдения показали, что у ребят впоследствии сложились товарищеские отношения между собой, они стали быстрее договариваться, редко стали ссориться, хотя и спорили по деловым вопросам. Общее поручение стали выполнять дружно, видели, кому нужна помощь, активно помогали друг другу, слушались старосту и воспитателей. Известно, что детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Таким образом, качественное образование сегодня – это, прежде всего, становление нравственного человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.
Заключение. Понимая значимость в контексте общей стратегии образования повышение его воспитательного потенциала, мы полагаем, что именно нравственное воспитание является в настоящий период одной из важных и актуальных задач в педагогической деятельности. Использование воспитательных возможностей народных ценностей и традиций в этом процессе, на наш взгляд, способствует в целом всестороннему развитию личности ребенка, формированию альтруизма и толерантности у детей, высоких нравственных качеств.
Таким образом, изучение данной проблемы позволяет сделать ряд общих выводов. целенаправленная работа по нравственному воспитанию содержит не только огромный воспитательный потенциал, но при активном использовании форм, методов, средств народной педагогики являет собой реальные резервы для дальнейшего совершенствования ее организации и содержания; эффективность нравственного воспитания в значительной степени повышается, если при этом будут использованы не только фольклорные формы народной культуры, но и активно будут включены в содержание исторический аспект подвигов народа, легенды, былины, поэзия, живопись, способствующие на доступном детям уровне раскрыть в полном объеме традиции, самобытность народной культуры, храбрость и силу духа народа; одним из ключевых моментов нравственного воспитания в современных условиях развития общества, в воспитании гуманных отношений между детьми, в воспитании у них действенных нравственных чувств должны стать принципы альтруизма и толерантности; наиважнейшим субъективным фактором качественного нравственного воспитания младших школьников является педагог, владеющий лично высоким уровнем нравственной культуры, организующий взаимоотношения с детьми на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении простых человеческих чувств -–заботы о детях, любви и милосердия, - в своей практической деятельности, использующий в повседневной работе ценности и средства народной педагогики.
исследование не претендует, естественно, на полное и всестороннее изучение и решение педагогических проблем в области нравственного воспитания детей с использованием средств народной педагогики, ее традиций и ценностей. Оно подтверждает необходимость и важность дальнейшей специальной разработки таких актуальных для теории и практики вопросов, как нравственное воспитание и возможности народной педагогики в повышении уровня человечности у детей, как альтруизм, толерантность в современных условиях и воспитание нравственности в молодого поколения, что будет во многом содействовать воспитанию высоконравственной личности каждого ребенка.