Тема 6 Категории социальной педагогики Краткая характеристика содержания: Категории педагогики и социальной педагогики. Социально – педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Основные понятия: Социально – педагогическая деятельность профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Социальное обучение – целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия - одна из форм отражения реального мира в процессе его познания. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
В процессе развития любой науки понятия объединяются, укрупняются и преобразуются в категории науки, которые представляют собой наиболее общие, фундаментальные, «родовые» понятия, от которых происходят остальные понятия, используемые в данной науке. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
В каждой науке формируется своя понятийно - категориальная система, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность входящих в нее понятий. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Система понятий любой науки всегда находится во взаимосвязи с понятийными системами других наук, которые изучают тот же самый объект. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Взаимосвязь педагогики с другими науками связь педагогики с науками, категориями которых она пользуется; связь педагогики с науками, категориями которых она пользуется; многочисленные связи с др. науками, не имеющими постоянного характера. многочисленные связи с др. науками, не имеющими постоянного характера. педагогика философия психология социология история педагогики социальная педагогика дошкольная педагогика специальная педагогика Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Категории социальной педагогики Заимствованные Собственные - образование - обучение - социальное обучение - воспитание - социальное воспитание - дети(ребенок) - личность - развитие - деятельность - социально-педагогическая деят. - общество - социум - социальный институт - социализация - социальная адаптация - социальная реабилитация Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Социальное обучение - целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Личностные качества складываются из психических свойств личности: - темперамента; - характера; - способностей; - мотивов; - потребностей. Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Вопросы и задания к теме: 1. Проведите сравнительный анализ заимствованных и собственных категорий заимствованных и собственных категорий социальной педагогики и педагогики. социальной педагогики и педагогики. 2. В чём сущность социально -педагогической деятельности? деятельности? 3. В чём сущность социального обучения? 3. В чём сущность социального обучения? 4. В чём сущность социального воспитания? Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии
Рекомендуемая литература к теме: 1.Готт В.С., Семенюк З.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие.– М., М., Зеньковский В.В. Психология детства. – М., Кон И.С. Ребенок и общество. – М., Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. – М., Ягупова Марина Олеговна Кафедра философии и психологии