Теории медиаобразования Теоретические основы развития медиаграмотности / медиакомпетентности аудитории А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Медиаобразование» (Москва), президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе ТГПИ им. А.П.Чехова
Направления исследований в области медиаобразования Исследования в области истории медиаобразования, развития медиаграмотности/медиакомпетентно сти в различных странах мира (Л.Мастерман, Э.Харт, Ж.Гонне, А.В.Шариков, О.А.Баранов, С.Н.Пензин, А.В.Федоров, И.В.Челышева и др.)
Направления исследований в области медиаобразования Исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных странах и возрастных категориях, о критериях и уровнях развития аудитории (А. Карон, И.С.Левшина, Ю.Н. Усов, А.В.Федоров, А.В. Шариков, Э. Харт и др.)
Направления исследований в области медиаобразования Исследования общетеоретического характера, выдвигающие и анализирующие концепции, модели, методы медиаобразования и масс- медиа в целом (К.Бэзэлгэт, Д.Бэкингем, Л.С.Зазнобина, Д.Консидайн, Р.Кьюби, Р.Куин, Л.Мастерман, С.Н.Пензин, А.В.Спичкин, К.Тайнер, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков, Р.Хоббс, и др.)
Направления исследований в области медиаобразования Работы, связанные с вопросами конкретной технологии медиаобразования (Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, К.Бэзэлгэт, Д.Бэкингем, К.Ворсноп, Л.С.Зазнобина, Д.Консидайн, А.Карон, Р.Куин, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, А.В.Спичкин, К.Тайнер, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков, Р. Хоббс и др.)
В мире не было и нет единой теоретической концепции медиаобразования
«Инъекционная» теория медиаобразования (защитная, прививочная) Теоретическая база: «Инъекционная» теория медиа. Ведущая цель: смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа. Основное содержание: помочь аудитории понять разницу между реальность и медиатекстом. Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания учащихся.
Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории Теоретическая база: теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Ведущая цель: помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями. Основное содержание: стимулирование понимания учащимися роли медиа в их жизни. Педагогическая стратегия: анализ и оценка отдельных элементов медиатекста.
«Практическая» теория медиаобразования Теоретическая база: Адаптированная теория «потребления и удовлетворения». Ведущая цель: помочь учащимся извлекать из медиа максимум практической пользы в соответствии со своими потребностями. Основное содержание: обучение школьников (или учителей) использованию медиааппаратуры. Педагогическая стратегия: помочь учащимся создавать собственные медиатексты различных видов и жанров.
Теория медиаобразования как развития «критического мышления» Теоретическая база: культивационная теория медиа и теория в качестве «повестки дня». Ведущая цель: защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества. Основное содержание: влияние медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов, например, в телерекламе). Педагогическая стратегия: анализ влияния медиатекстов на индивида и общество, развитие «критического мышления» учащихся по отношению к медийной информации.
Идеологическая теория медиаобразования Теоретическая база: идеологическая теория медиа. Ведущая цель: вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа самая лучшая (в зависимости от политического строя). Основное содержание: политические, социальные и экономические аспекты медиа. Педагогическая стратегия: анализ многочисленных противоречий, которые содержат политические, социальные или экономические аспекты медиа с точки зрения того или иного класса.
Семиотическая теория медиаобразования Теоретическая база: семиотическая теория медиа. Ведущая цель: помочь аудитории «правильно читать» медиатекст. Основное содержание: коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа. Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описание его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д.
Культурологическая теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория медиа. Ведущая цель: помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. аудитории. Основное содержание: «ключевые понятия» медиаобразования, роли, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа и т.д. Педагогическая стратегия: оценка и критический анализ медиатекстов.
Эстетическая (художественная) теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория медиа. Ведущая цель: помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиа, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Основное содержание: язык медиакультуры, авторский мир создателя художественного медиатекста, история медиакультуры (киноискусства, художественного телевидения и др.). Педагогическая стратегия: критический анализ художественных медиатекстов, их интерпретация и оценка.
Социокультурная теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическая (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа). Основные положения социокультурной теории медиаобразования (А. В. Шариков): 1) развитие медиа закономерно приводит к необходимости возникновения специального профессионального образования в каждой новой сфере, связанной с появлением новых СМК; 2) учитывая массовость медиааудитории, у профессионалов, в первую очередь преподавателей специальных медиадисциплин, возникает потребность обучать более широкие слои населения языку медиа; 3) эта тенденция усиливается в связи с тем, что общество осознает всё более сильное влияние медиа на свою жизнь, что порождает осмысление социальной роли медиа и, как следствие, побуждает педагогов к дальнейшему развитию медиаобразовательного процесса.
Основные сайты по медиаобразованию © Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov